10.01.2022.                                        Группа: 411.

                                                            Предмет: ОБД.

 

 

Особенности вождения автомобиля в осенне - зимний период и весенний периоды.

   Осень – самое непредсказуемое время года. Лишь только в ее начале мы радуемся красотами опадающей желто-красной листвы. А чуть позже приходит она – настоящая осенняя промозглая погода, с частыми перепадами температур, ранним потемнением и первыми заморозками. Затем наступает зима, верной спутницей которой являются гололедица и снегопады. Все это создает значительные трудности для пешеходов, а уж для автолюбителей и вовсе наступает тревожное время, требующее усиленного внимания на дороге. Дело в том, что вождение автомобиля в осенне-зимний период имеет некоторые отличия от особенностей управления машиной в сухую теплую погоду. Необходимо знать, на что обращать внимание перед выездом в ненастье и как управлять машиной на скользком покрытии или в тумане, чтобы не попасть в аварию. Терять бдительность за рулем в это время года – чревато опасными последствиями, которые подстерегают водителя на каждом шагу. Мокрая дорога, рельсы, разметка и запотевшее стекло – еще не весь перечень мелких, но важных неудобств, на которые следует обратить внимание перед поездкой и во время нее, а именно:

 - не торопитесь за руль, даже если на улице совсем неприятная погода. Вначале хорошо прогрейте авто, направьте печку на лобовое стекло, чтобы оно не потело, а резинки дворников протрите тряпочкой. Ведь грязные, они оставляют разводы, пятная, которые иногда сильно мешают;

 - опавшая листва, прилипшая к подошве, сильно скользит на педалях, отряхните ее перед тем, как сесть в салон;

 - кроме этого, мокрые листья опасны и на дороге. При попытке на них резко остановиться машина едет по ним, как по маслу, теряя управление. Снижайте скорость заблаговременно, увидев покрытый листьями асфальт;

 - разметка в мокрую погоду превращается в каток. Не делайте на ней резких маневров;

 - на политых дождем, замерзших, рельсах старайтесь быть более внимательным, чтобы не попасть в ситуацию, требующую экстренного торможения, так как осуществить его будет проблематично.

   Не забывайте о коварности, которую таят в себе обычные лужи. Вы не видите, какие ямы и выбоины находятся под ними. Можно повредить колесо или даже спровоцировать аварию, потеряв управление, ведь эффект аквапланирования никто не отменял – когда протектор колеса не успевает выдавить влагу из-под себя и теряет сцепление с дорогой, двигаясь хаотично по образовавшейся пленке. Грунтовые обочины во время дождя покрываются скользкой пленкой, вызывающей существенную разность в сцепных качествах проезжей части и обочины. При движении в таких условиях управлять автомобилем нужно так, чтобы правые колеса не попадали на нее. Если надо остановиться на обочине, плавно снижают скорость движения, тормозя двигателем, а потом съезжают на нее. Начав движение с мокрой обочины, целесообразно проехать через лужу, чтобы смыть грязь с протектора шин.
   При наличии на дороге неглубоких луж заблаговременно снижают скорость движения торможением двигателя и избегают проезда через них только правыми или только левыми колесами, так как создается одностороннее сопротивление, вследствие чего может произойти неожиданный разворот автомобиля. В этом случае остается полагаться на силу рук, чтобы удержать руль автомобиля. После проезда через глубокую лужу резко уменьшается эффективность тормозов, поскольку вода, попавшая в тормозные барабаны и диски, уменьшает коэффициент трения тормозных колодок до минимума. Поэтому после проезда лужи необходимо просушить тормоза путем плавного нажатия несколько раз на педаль торможения. Проезд через лужу на большой скорости опасен еще и тем, что волна воды может резко выплеснуться на ветровое стекло и на определенное время ограничить обзорность, поэтому, подъезжая к таким местам, необходимо заблаговременно включить стеклоочистители на беспрерывный режим работы.
   Во время небольшого дождя или при высокой влажности за автомобилем (особенно грузовым) образуется своеобразный шлейф из воды и дорожной грязи, которая, попадая на ветровое стекло движущегося сзади автомобиля, существенно ограничивает обзорность водителю. Учитывая это, при приближении к попутному автомобилю нужно не только включить стеклоочистители, которые разотрут грязь по ветровому стеклу и сведут обзорность к минимуму, но и предварительно смочить стекло жидкостью из стеклоомывателей. Точно также необходимо поступать и при встречном разъезде.
   В этот период года часто происходят резкие температурные колебания с осадками в виде дождя или снега, поэтому проезжая часть дороги в большинстве случаев влажная или на дороге гололедица. Дорога со свежевыпавшим снегом на первый взгляд является безопасной, но под снегом могут быть обледеневшие участки. Во время снегопада даже при слабом ветре на дороге могут образовываться наносы, переметы и заносы, преимущественно вне населенных пунктов в разрывах зеленых насаждений. Если они невысоки, их можно проезжать на скорости за счет инерции, не допуская пробуксовывания колес. Если с первого раза занос проехать не удается, необходимо остановиться, отъехать назад и по уже проложенной колее повторить попытку.
   На необорудованных железнодорожных переездах пути могут оказаться ниже снежного покрова, что может послужить причиной остановки и буксования. В таких случаях необходимо остановиться, осмотреть переезд и только потом продолжить движение.
   Зимой в населенных пунктах перед перекрестками (особенно регулируемыми) и на остановках маршрутных транспортных средств образуются обледенения проезжей части, которые могут быть незаметными под снегом. Подъезжая к таким местам, необходимо снизить скорость движения и увеличить дистанцию и интервал. Поскольку во время дождя и снегопада существенно загрязняются задние осветительные устройства, необходимо периодически останавливаться и чистить их.
   Учитывая особенности вождения автомобиля в этот период года, водитель обязан:
 - выезжать на линию только на технически исправном и опрятном автомобиле, обращая особое внимание на исправность тормозной системы, рулевого управления и освещения;  - выбирать скорость движения, особенно на скользкой дороге, с учетом интенсивности движения, дорожных условий, видимости в направлении движения, рельефа местности, а также особенностей перевозимого груза;
- увеличить дистанцию и боковой интервал по отношению к другим транспортным средствам;
- выполнять все действия плавно, без резких движений;
- при появлении пешеходов на проезжей части не подавать резких звуковых и световых сигналов, так как пешеход, торопясь сойти с дороги, может сделать резкое движение, поскользнуться и упасть перед идущим автомобилем;
- соблюдать осторожность при проезде остановок общественного транспорта и перекрестков, которые становятся особенно скользкими из-за постоянного торможения автомобилей. При проезде остановок автобусов, организованных в небольших населенных пунктах, на автомобильных дорогах соблюдать особую осторожность;
- помнить, что в осенне-зимний период световой день короче, поэтому возникает необходимость использовать ближний или дальний свет фар;
 строго соблюдать правила дорожного движения, пристегиваться ремнем безопасности, не ослеплять водителей встречного движения дальним светом фар, своевременно переключать свет фар с дальнего на ближний;
 - при движении автомобиля в дождь и снег необходимо помнить, что уменьшается обзорность, поскольку стеклоочистители очищают только часть переднего стекла;
 - при движении на подъем выбирайте такую передачу, чтобы не пришлось переключаться до полного завершение подъема;
 - находясь в рейсе, соблюдайте режим труда и отдыха.

 Безопасность движения на скользкой дороге зависит только от вас. Опыт и мастерство, внимательность и дисциплинированность - надежная гарантия безаварийной работы в осенне-зимний сезон.

         Тема: Пользование дорогами в осенне-зимний и весенний периоды.
         Изучить: - коэффициент сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием;
                         - управление автомобилем во время дождя и снегопада;
                         - особенности управления автомобилем при проезде луж на дороге;
                         - управление автомобилем на скользкой дороге;
                         - управление автомобилем на дорогах с неровным покрытием.
 

   Источник: Учебник водителя основы управления автомобилем., Интернет издания.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога