10.01.2022.                                            Группа: 411.

                                                                Предмет: ОБД.

             Пользование зимними дорогами.

    Много водителей транспортных средств, особенно с небольшим стажем вождения, считают, что дорога бывает скользкой лишь зимой. На самом деле это не так, хотя зимой дорога может быть скользкой намного чаще. Во время движения возможно стойкое, неустойчивое и опасное соотношение силы тяги и силы сцепления в зоне контакта шин с проезжей частью. Если сила тяги становится больше, чем сила сцепления, движение становится опасным, поскольку шины транспортного средства имеют недостаточное сцепление с покрытием дороги. При неустойчивом состоянии транспортное средство может заносить даже при относительно небольшой поперечной силе, а на скользком покрытии все силовое замыкание расходуется на интенсивный разгон или торможение и транспортное средство уже ничто не может удержать от заноса.
    Водитель, столкнувшись с опасным метеорологическим явлением на маршруте движения, должен принять все меры безопасности, снизить скорость, увеличить дистанцию, а при необходимости - прекратить движение и эвакуировать пассажиров. Гололедица - стекловидный, снеговидный лед на поверхности земли. Образуется вследствие замерзания жидких осадков (часто переохлажденных) - дождя, мороси, капели, густого тумана и мокрого снега, а также талой воды в слое снега.

     К гололедице относится также и снежный накат, т.е. уплотнение и обледенение снега в результате движения автотранспорта.

     Основные приемы управления автомобилем в условиях гололедицы направлены на то, чтобы: 
 - трогаться с места плавно, без пробуксовки колес; 
 - тормозить плавно, не выключая сцепления, при необходимости переходить на пониженную передачу, избегая любых резких изменений оборотов двигателя, т.к. последнее может привести к заносу задней оси автомобиля; 
 - переключения передач производить быстро, но плавно, по возможности сокращая время, в течение которого автомобиль движется на нейтральной передаче;
 - если необходимо тронуться с места в начале обледенелого подъема, то переключать с 1-й на 2-ю передачу (или со 2-й на 3-ю) следует при несколько большей скорости и при больших оборотах двигателя, чем на сухом покрытии. Более длительное движение на пониженной передаче обеспечивает увеличение оборотов двигателя, создает запас мощности, что в сочетании с плавным разгоном позволяет избежать опасных пробуксовываний колес; 
 - при пробуксовывании при трогании с места следует попробовать «раскачать» автомобиль. Нельзя резко «газовать», это не приведет к успеху. 

    Хороший эффект в условиях гололеда дает применение шипов противоскольжения, которые изготавливаются из твердой стали. (В летнее время шипы практически не дают эффекта, но разрушающе действуют на дорожное покрытие). 

    Сильный снегопад - интенсивный снегопад может снижать видимость и вызывать заносы на дорогах, затрудняющие движение автотранспорта. Снегопад вызывает не только снижение видимости, но и быстрое и существенное изменение сцепления колес с дорогой. Это изменение опасно еще и потому, что водитель, настроившись на определенные условия торможения, может не заметить и не учесть резкого изменения условий при начавшемся снегопаде. Опытные водители в снегопад избегают резких торможений, т.к. снег может скрывать обледенелые участки. Опасно резко тормозить в снегопад на неровном покрытии, особенно на булыжной мостовой, на рельсах. 

    Перечислим еще некоторые опасности, подстерегающие водителя во время снегопада: 
 - размягченная обочина, скрытая снегом (при температуре воздуха выше 0°), наезд на нее чреват заносом и опрокидыванием; 
 - неровности, выбоины на проезжей части, рельсы, булыжное покрытие на трамвайных путях;
 - обледенение ветрового стекла, наружных зеркал заднего вида, фар и подфарников - водителю следует время от времени останавливать автомобиль для удаления льда и налипшего снега (например при помощи пластмассового скребка). Следует помнить об ухудшении видимости стоп-сигнала автомобиля лидера из-за обмерзания сигнальных огней; 
 - особую осторожность следует соблюдать при следовании за автомобилем с шипованными колесами (табличка «шипы» или знак «Ш») - такие автомобили имеют тормозной путь в 1,5 - 1,6 раза меньше, поэтому дистанцию следует увеличить; 
 - в условиях снегопада ухудшается видимость светофоров, знаков, разметки; налипший снег, наледь на ветвях деревьев может привести к тому, что некоторые знаки будут практически незаметны для водителя; 
 - главная опасность в условиях снегопада связана с неумением выбрать безопасную скорость и дистанцию; 
 - большое внимание следует уделить исправности обогревателя ветрового стекла  и стеклоочистителя автомобиля. 
  
В зимний период резко увеличивается количество аварий, связано это и с погодными явлениями и с тем, что на улице, по большей части, темно. Даже днем сохраняется легкий сумрак. Видимость в такой обстановке значительно снижена, искажается восприятие окружающих объектов, глаза быстрее устают. А в комплекте со скользким или мокрым асфальтом такая обстановка является напряженной. Поэтому необходимо подготовить машину к осенне-зимнему сезону и после смены резины обратить внимание на исправность осветительных приборов. Габариты, указатели поворотов, стоп-сигналы, повторители и сами фары – все должно быть в рабочем состоянии и протерто перед каждым отправлением. Самому водителю необходимо также быть начеку:

сконцентрироваться, потому что вечером уставший организм берет свое – внимание рассеяно, вы расслаблены и уже можете не заметить выскочившего на дорогу пешехода или нужного сигнала светофора, эффективно затормозить в темноте и на скользком покрытии может не получиться.
   Заносы на скользкой дороге и пробуксовка в глубоком снегу - это основные неприятности, подстерегающие водителей зимой. В них лучше не попадать, а предугадывать и знать, что делать:
 - если вы попали в глубокую колею из снега – не газуйте, быстро крутящееся колесо шлифует снег, делает его скользким. Выезд из сугроба осуществляется раскачиванием машины – плавно работайте педалями сцепление-газ, двигая авто назад и вперед. Можно попробовать разгрести снег, находящийся на пути следования автомобиля и положить под колеса коврики для лучшего сцепления протектора с дорогой. Для повышения проходимости на скользкой дороге можно использовать траковые цепи таврового типа, звеньевые цепи, цепи с косым расположением траков, цепи противоскольжения улучшенной конструкции, ремни со звеньевой цепью для легкового автомобиля.  И помните, что при выезде на скорости из колеи, машину иногда заносит на скользкой дороге, будьте к этому готовы;
 - при попадании в занос, первое и главное правило – не тормозите, как не хотелось бы. Поворачивайте руль в сторону заноса и выравнивайте авто потихоньку. Если управляете передним приводом – прибавьте немного газу, это поможет направить траекторию. На заднем приводе часто отпускайте и нажимайте педаль тормоза, выкручивайте руль постепенно;
 - еще одна проблема, характерная для вождения зимой – заезд в горку. Чтобы преодолеть подъем, требуется разгон, если его не хватает, на машине с передним приводом можно попробовать подняться задним ходом.
   Остановить машину на скользкой обледенелой дороге – задача не из легких, особенно для водителя неподготовленного. Однако это необходимо научиться делать, возможно, данный навык когда-нибудь спасет вам жизнь. Основная задача здесь – сохранить управляемость авто, и не допустить блокировки колес. Хорошо, если у автомобиля имеется ABS – она сделает половину работы, не допустив заноса. А если такой системы нет?
 - на прямой дороге используйте импульсное торможение. Название данного приема говорит за себя, работайте педалью короткими импульсами – нажал-отпустил и так до полной остановки. Таким образом, вы избежите заносов и вращений;
 - или тормозите двигателем. Для этого плавно отпускаете педаль газа и выжимаете сцепление, затем включаете пониженную передачу, после замедления, включаете следующую вниз передачу и, так, до остановки. Данный способ один из безопасных и хорошо подходит для заднего привода;
 - лучший вариант – комбинировать обозначенные приемы. Выглядит это следующим образом: необходимо перейти на пониженную скорость, а закончить процесс импульсными нажатиями на педаль тормоза.
   Если водитель приближается к скользкому участку дороги, он должен снижать скорость движения до начала опасного участка, сам скользкий участок водитель должен проехать не изменяя скорости движения, направления движения и т.д. Основными причинами заноса являются: наезд на предмет с низким коэффициентом сцепления, столкновение с транспортным средством или наезд на препятствие, выезд на участок дороги с малым коэффициентом сцепления и боковым ветром, несоответствие скорости движения на повороте, при резком торможении, если колесные тормоза срабатывают неодинаково и т.п. Для предупреждения заноса необходимо избегать резких приемов управления не только педалью торможения, но и рулевым колесом, педалями подачи топлива и сцепления, а также избегать торможения с одновременным поворотом рулевого колеса.
   И, конечно, не забудьте подготовить тормозную систему к зиме. Если ваш автомобиль имеет проблемы с тормозами и даже летом им не хватало производительности – замените их на более совершенные, усиленные с составными вентилируемыми дисками и многопоршневыми суппортами. 

           Тема: Пользование зимними дорогами.
           Изучить: - обстоятельства, которые должен учитывать водитель на зимней дороге;
                           - действия водителя, которые могут привести к заносу автомобиля;
                           - преодоление коротких участков скользкой дороги, движение на спуск,
                             на подъем;
                           - действия водителя при заносе, при торможении на скользкой дороге;
                           - трогание с места на скользкой дороге, противобуксовальные  средства.

      Источник: Учебник водителя основы управления автомобиля., Интернет издания.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога