10.01.2022. Группа: 411.
Предмет: ОБД.
Пользование зимними дорогами.
Много водителей транспортных
средств, особенно с небольшим стажем вождения, считают, что дорога бывает
скользкой лишь зимой. На самом деле это не так, хотя зимой дорога может быть
скользкой намного чаще. Во время движения возможно стойкое, неустойчивое и
опасное соотношение силы тяги и силы сцепления в зоне контакта шин с проезжей
частью. Если сила тяги становится больше, чем сила сцепления, движение
становится опасным, поскольку шины транспортного средства имеют недостаточное
сцепление с покрытием дороги. При неустойчивом состоянии транспортное средство
может заносить даже при относительно небольшой поперечной силе, а на скользком
покрытии все силовое замыкание расходуется на интенсивный разгон или торможение
и транспортное средство уже ничто не может удержать от заноса.
Водитель, столкнувшись с опасным метеорологическим
явлением на маршруте движения, должен принять все меры безопасности, снизить
скорость, увеличить дистанцию, а при необходимости - прекратить движение и
эвакуировать пассажиров. Гололедица -
стекловидный, снеговидный лед на поверхности земли. Образуется вследствие
замерзания жидких осадков (часто переохлажденных) - дождя, мороси, капели,
густого тумана и мокрого снега, а также талой воды в слое снега.
К гололедице относится также и снежный накат, т.е.
уплотнение и обледенение снега в результате движения автотранспорта.
Основные приемы управления автомобилем в условиях
гололедицы направлены на то, чтобы:
- трогаться с места плавно, без
пробуксовки колес;
- тормозить плавно, не выключая
сцепления, при необходимости переходить на пониженную передачу, избегая любых
резких изменений оборотов двигателя, т.к. последнее может привести к заносу
задней оси автомобиля;
- переключения передач производить
быстро, но плавно, по возможности сокращая время, в течение которого автомобиль
движется на нейтральной передаче;
- если необходимо тронуться с места в
начале обледенелого подъема, то переключать с 1-й на 2-ю передачу (или со 2-й
на 3-ю) следует при несколько большей скорости и при больших оборотах
двигателя, чем на сухом покрытии. Более длительное движение на пониженной
передаче обеспечивает увеличение оборотов двигателя, создает запас мощности,
что в сочетании с плавным разгоном позволяет избежать опасных пробуксовываний
колес;
- при пробуксовывании при трогании с
места следует попробовать «раскачать» автомобиль. Нельзя резко «газовать», это
не приведет к успеху.
Хороший эффект в условиях гололеда дает применение шипов
противоскольжения, которые изготавливаются из твердой стали. (В летнее время
шипы практически не дают эффекта, но разрушающе действуют на дорожное
покрытие).
Сильный
снегопад - интенсивный снегопад может снижать видимость и вызывать
заносы на дорогах, затрудняющие движение автотранспорта. Снегопад вызывает
не только снижение видимости, но и быстрое и существенное изменение сцепления
колес с дорогой. Это изменение опасно еще и потому, что водитель, настроившись
на определенные условия торможения, может не заметить и не учесть резкого
изменения условий при начавшемся снегопаде. Опытные водители в снегопад
избегают резких торможений, т.к. снег может скрывать обледенелые участки.
Опасно резко тормозить в снегопад на неровном покрытии, особенно на булыжной
мостовой, на рельсах.
Перечислим еще некоторые опасности, подстерегающие
водителя во время снегопада:
- размягченная обочина, скрытая снегом
(при температуре воздуха выше 0°), наезд на нее чреват заносом и
опрокидыванием;
- неровности, выбоины на проезжей части,
рельсы, булыжное покрытие на трамвайных путях;
- обледенение ветрового стекла, наружных
зеркал заднего вида, фар и подфарников - водителю следует время от времени
останавливать автомобиль для удаления льда и налипшего снега (например при
помощи пластмассового скребка). Следует помнить об ухудшении видимости
стоп-сигнала автомобиля лидера из-за обмерзания сигнальных огней;
- особую осторожность следует соблюдать
при следовании за автомобилем с шипованными колесами (табличка «шипы» или знак
«Ш») - такие автомобили имеют тормозной путь в 1,5 - 1,6 раза меньше, поэтому
дистанцию следует увеличить;
- в условиях снегопада ухудшается
видимость светофоров, знаков, разметки; налипший снег, наледь на ветвях
деревьев может привести к тому, что некоторые знаки будут практически незаметны
для водителя;
- главная опасность в условиях снегопада
связана с неумением выбрать безопасную скорость и дистанцию;
- большое внимание следует уделить
исправности обогревателя ветрового стекла
и стеклоочистителя автомобиля.
В зимний период резко увеличивается
количество аварий, связано это и с погодными явлениями и с тем, что на улице,
по большей части, темно. Даже днем сохраняется легкий сумрак. Видимость в такой
обстановке значительно снижена, искажается восприятие окружающих объектов,
глаза быстрее устают. А в комплекте со скользким или мокрым асфальтом такая
обстановка является напряженной. Поэтому необходимо подготовить машину к
осенне-зимнему сезону и после смены резины обратить внимание на исправность
осветительных приборов. Габариты, указатели поворотов, стоп-сигналы,
повторители и сами фары – все должно быть в рабочем состоянии и протерто перед
каждым отправлением. Самому водителю необходимо также быть начеку:
сконцентрироваться, потому что вечером уставший организм берет свое –
внимание рассеяно, вы расслаблены и уже можете не заметить выскочившего на
дорогу пешехода или нужного сигнала светофора, эффективно затормозить в темноте
и на скользком покрытии может не получиться.
Заносы на скользкой дороге и
пробуксовка в глубоком снегу - это основные неприятности, подстерегающие
водителей зимой. В них лучше не попадать, а предугадывать и знать, что делать:
- если вы попали в глубокую колею из
снега – не газуйте, быстро крутящееся колесо шлифует снег, делает его
скользким. Выезд из сугроба осуществляется раскачиванием машины – плавно
работайте педалями сцепление-газ, двигая авто назад и вперед. Можно попробовать
разгрести снег, находящийся на пути следования автомобиля и положить под колеса
коврики для лучшего сцепления протектора с дорогой. Для повышения проходимости
на скользкой дороге можно использовать траковые цепи таврового типа, звеньевые
цепи, цепи с косым расположением траков, цепи противоскольжения улучшенной
конструкции, ремни со звеньевой цепью для легкового автомобиля. И помните, что при выезде на скорости из
колеи, машину иногда заносит на скользкой дороге, будьте к этому готовы;
- при попадании в занос, первое и
главное правило – не тормозите, как не хотелось бы. Поворачивайте руль в
сторону заноса и выравнивайте авто потихоньку. Если управляете передним
приводом – прибавьте немного газу, это поможет направить траекторию. На заднем
приводе часто отпускайте и нажимайте педаль тормоза, выкручивайте руль
постепенно;
- еще одна проблема, характерная для
вождения зимой – заезд в горку. Чтобы преодолеть подъем, требуется разгон, если
его не хватает, на машине с передним приводом можно попробовать подняться
задним ходом.
Остановить машину на скользкой
обледенелой дороге – задача не из легких, особенно для водителя
неподготовленного. Однако это необходимо научиться делать, возможно, данный
навык когда-нибудь спасет вам жизнь. Основная задача здесь – сохранить
управляемость авто, и не допустить блокировки колес. Хорошо, если у автомобиля
имеется ABS – она сделает половину работы, не допустив заноса. А если такой
системы нет?
- на прямой дороге используйте
импульсное торможение. Название данного приема говорит за себя, работайте
педалью короткими импульсами – нажал-отпустил и так до полной остановки. Таким
образом, вы избежите заносов и вращений;
- или тормозите двигателем. Для этого
плавно отпускаете педаль газа и выжимаете сцепление, затем включаете пониженную
передачу, после замедления, включаете следующую вниз передачу и, так, до
остановки. Данный способ один из безопасных и хорошо подходит для заднего привода;
- лучший вариант – комбинировать
обозначенные приемы. Выглядит это следующим образом: необходимо перейти на
пониженную скорость, а закончить процесс импульсными нажатиями на педаль
тормоза.
Если водитель приближается к
скользкому участку дороги, он должен снижать скорость движения до начала
опасного участка, сам скользкий участок водитель должен проехать не изменяя
скорости движения, направления движения и т.д. Основными причинами заноса
являются: наезд на предмет с низким коэффициентом сцепления, столкновение с
транспортным средством или наезд на препятствие, выезд на участок дороги с
малым коэффициентом сцепления и боковым ветром, несоответствие скорости
движения на повороте, при резком торможении, если колесные тормоза срабатывают
неодинаково и т.п. Для предупреждения заноса необходимо избегать резких приемов
управления не только педалью торможения, но и рулевым колесом, педалями подачи
топлива и сцепления, а также избегать торможения с одновременным поворотом
рулевого колеса.
И, конечно, не забудьте подготовить
тормозную систему к зиме. Если ваш автомобиль имеет проблемы с тормозами и даже
летом им не хватало производительности – замените их на более совершенные,
усиленные с составными вентилируемыми дисками и многопоршневыми суппортами.
Тема: Пользование зимними дорогами.
Изучить: - обстоятельства,
которые должен учитывать водитель на зимней дороге;
- действия
водителя, которые могут привести к заносу автомобиля;
- преодоление
коротких участков скользкой дороги, движение на спуск,
на подъем;
- действия
водителя при заносе, при торможении на скользкой дороге;
- трогание с
места на скользкой дороге, противобуксовальные
средства.
Источник: Учебник водителя основы управления автомобиля., Интернет издания.
Комментарии
Отправить комментарий