26.01.2022.                                            Группа: 410.

                                                                Предмет: ОБД.

                        Особенности управления переднеприводным автомобилем

    На ведущие колеса переднеприводного автомобиля приходится примерно 65% собственной массы и 66% полной массы с пассажирами и грузом (у автомобиля классической схемы с задними ведущими колесами соответственно 55—60 и 40—50%). Столь большая доля массы, приходящаяся на передние колеса (сцепная масса), создает и большие в сравнении с заднеприводными автомобилями силы сцепления на передних колесах. Реализуемая этими силами сила тяги у переднеприводного автомобиля создается впереди центра масс и тянет его за собой. Стабилизирующий момент, который стремится при повороте вернуть управляемые колеса в направление движения по прямой, заметно больше, чем у автомобиля классической схемы. Причем этот момент тем больше, чем больше тяга на ведущих колесах. Эти обстоятельства обеспечивают очень хорошую курсовую устойчивость переднеприводного автомобиля на сухой и скользкой дороге, резкий набор скорости без пробуксовки ведущих колес, уверенное движение по грунтовым дорогам и в других сложных условиях. Автомобиль чутко реагирует на повороты рулевого колеса и довольно строг в управлении. Ведущие колеса переднеприводного автомобиля являются и направляющими и вследствие этого наиболее перегружены силами. Здесь силы сцепления используются не только на реализацию силы тяги или торможения, но и на создание сил, обеспечивающих смещение автомобиля для совершения поворота. Вследствие этого при движении в определенных условиях ощущается нехватка сил сцепления и проявляется главный недостаток переднеприводного автомобиля — плохая поворачиваемость и снос передней оси при движении с большой скоростью по скользкой дороге. Автомобиль при входе в поворот стремится двигаться по большему радиусу, чем ему задает водитель поворотом рулевого колеса, или даже упорно продолжает двигаться в прямом направлении. Выйти из этой ситуации можно лишь уменьшением скорости движения (сбросом «газа», но не тормозами). Увеличение скорости или еще больший поворот рулевого колеса только усугубляют положение, и автомобиль может вообще пойти по прямой.
  
Благодаря передним ведущим колесам и тому, что на них приходится большая часть массы автомобиля, переднеприводной автомобиль имеет некоторые особенности в управлении и поведении на дороге. Однако эти особенности проявляются только на скользкой дороге (мокрой, обледенелой и т.д.). А на обычной сухой дороге, когда нет проскальзывания колес, различий в поведении заднеприводного и переднеприводного автомобиля практически не заметно. При движении по прямой скользкой дороге с высокой скоростью или при разгоне у заднеприводного автомобиля задние колеса под действием случайных боковых сил постоянно стремятся уйти в сторону. Поэтому водителю для сохранения курсовой устойчивости автомобиля приходится поворотами рулевого колеса препятствовать развитию заноса, а если этого недостаточно, то сбрасывать "газ".
   
Переднеприводной автомобиль при движении по прямой не испытывает тенденции к заносу даже на очень скользкой дороге, что позволяет двигаться в этих условиях с большей скоростью. Это создает у водителя ощущение уверенности и притупляет его бдительность. Он может увлечься скоростью и при возникновении на дороге неожиданной ситуации будет не в состоянии совершить необходимый маневр.
  
При повороте на скользкой дороге водитель автомобиля заранее снижает скорость. Но если на заднеприводном автомобиле в случае заноса (потери сцепления с дорогой задних колес) водитель, чтобы приостановить осложнение ситуации, убавляет "газ", снижает скорость, а если этого оказывается недостаточно, то поворачивает рулевое колесо в сторону заноса. Если же водитель переднеприводного автомобиля, почувствовав начало заноса, сбросит "газ", то занос резко увеличится и корректирующего поворота рулевого колеса может оказаться не достаточно. Возникновение заноса на переднеприводном автомобиле в повороте происходит потому, что при сбросе "газа" автомобиль тормозится двигателем, задняя часть автомобиля приподнимается, задние колеса разгружаются, теряют сцепление с дорогой и смещаются в бок. Испытания, проведенные специалистами НАМИ, показали, что практически из любого заноса переднеприводный автомобиль возможно "выдернуть" тяговым усилием. Но следует отметить, что водитель при заносе инстинктивно склонен сбрасывать "газ", поэтому навыки прохождения поворотов должны быть надежно закреплены на практике.
  
В случае если занос начался водителю переднеприводного автомобиля, необходимо, не сбрасывая "газ", или же прибавить "газ", повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Если занос не достиг большого угла, то машину можно выровнять, прибавив "газу". Корректирующего действия рулевым колесом при этом проводить не надо, а управляемые колеса должны быть повернуты в избранном направлении движения. Прибавлять газ для устранения заноса при повороте автомобиля надо осторожно, иначе может возникнуть пробуксовка ведущих колес и как результат — снос, т.е. потеря сцепления с дорогой передних ведущих колес, и автомобиль станет не управляемым. Снос может произойти и при входе в скользкий поворот на большой скорости. В этом случае автомобиль будет двигаться по более пологой кривой, чем необходимо, его будет сносить к внешней стороне поворота. Для ликвидации сноса не следует доворачивать рулевое колесо в сторону поворота, а надо только сбросить "газ", чтобы восстановить сцепление передних ведущих колес с дорогой. После этого автомобиль бросит в направлении поворота передних колес, и он вернется к заданному направлению движения.
  
Таким образом, водитель переднеприводного автомобиля должен усвоить следующие основные правила для действий в критических ситуациях:
  
1. при подходе к повороту надо снижать скорость настолько, чтобы обеспечить надежный запас сцепления колес с дорогой (необходимо учитывать и состояние дорожного покрытия). Не бойтесь потерять на этом время. Ведь на переднеприводном автомобиле скорость можно увеличивать прямо в повороте, не боясь заноса;
  
2. при возникновении заноса не сбрасывать "газ" и корректировать движение автомобиля поворотом рулевого колеса в сторону заноса и плавно увеличивать подачу топлива, увеличивая тяговое усилие на ведущих колесах;
  
3. при возникновении сноса сбросить "газ" до устранения пробуксовки передних ведущих колес, а затем корректировать движение автомобиля рулевым колесом.
После освоения приемов гашения заноса и сноса водитель почувствует все преимущества переднеприводного автомобиля: комфорт вождения, лучшую управляемость и устойчивость.
   Признаком завышения скорости на скользкой дороге является начинающееся буксование передних колес. Водитель ощущает это по рулевому колесу, которое при этом становится легким, вялым. При движении по кривой с уменьшением «газа» автомобиль охотнее поворачивается, а с увеличением — наоборот, поворачивать отказывается.
   Серьезная особенность управления переднеприводного автомобиля — внезапность его перехода к «непослушанию». Он может очень уверенно двигаться по скользкой дороге, где все другие автомобили буксуют, а при входе в поворот вдруг отказывается поворачивать. Такая обманчивость в поведении автомобиля весьма коварна: водитель, чувствуя уверенное движение автомобиля, несколько притупляет внимание, расслабляется и при неожиданном отказе автомобиля входить в поворот теряется и допускает ошибки. Переход от полностью контролируемого движения к потере управления происходит стремительнее,-чем у заднеприводного автомобиля, и часто без предварительных признаков. Водителям надо постоянно помнить об этом свойстве переднеприводного автомобиля и, управляя им, всегда держать рулевое колесо обеими руками. Водитель должен также постоянно следить, чтобы давление в шинах передних колес было строго одинаковым, падение давления в одной из шин сразу ухудшает курсовую устойчивость автомобиля, появляется увод, а вместе с ним и склонность к сносу передних колес. К снижению давления в шинах задних колёс автомобиль практически не чувствителен. Волжский автомобильный завод рекомендует давление в шинах автомобиля ВАЗ-2108 поддерживать около 1,9 кгс/см2. Однако некоторые водители, стремясь увеличить ресурс шин (амортизационный пробег), значительно поднимают давление в них, не ведая, что это ухудшает устойчивость автомобиля. Так, при давлении в шинах более 2,7 кгс/см2 автомобиль становится способным к неожиданному срыву передних колес в снос, даже на сухом асфальте.
   Занос задних колес переднеприводного автомобиля возникает крайне редко. Силы сцепления, создаваемые на задних колесах, на реализацию силы тяги не используются и при движении без торможения направлены только на удержание колес от боковых сил. Занос может произойти лишь при торможении, как правило, на повороте, когда тормозные силы превысят по величине силы сцепления, а на удержание колес от боковых смещений сил сцепления не останется. На скользой дороге, чаще на спуске, занос возникает иногда и при резком замедлении движения сбросом «газа» или переходом на низшую передачу в К.П. Возникший занос выравнивается прекращением торможения или замедления и приданием автомобилю ускорения, а при большом заносе — и поворотом рулевого колеса в сторону заноса, как и у автомобиля классической схемы.
   
 При движении с прицепом стоит в первую очередь помнить об очевидном: вы управляете не просто автомобилем, к массе которого уже привыкли, а настоящим «автопоездом», который тяжелее. Это влияет как на разгонную динамику, так и динамику торможения. При выполнении любых маневров с прицепом стоит начинать делать все раньше, чем обычно, — и тормозить, и разгоняться. Снижение эффективности торможения также накладывает ограничения на величину максимально допустимой скорости, которая для легкового автомобиля с прицепом составляет 80 км/ч на всех дорогах вне населенных пунктов. Снижение максимально допустимой скорости с прицепом также обусловлено  самопроизвольной раскачкой, вероятность которой растет с увеличением скорости. Во время выполнения маневров автомобилем с прицепом водитель должен учитывать изменение динамического коридора автопоезда по сравнению с одиночным автомобилем.
    Водитель должен знать, что на поведение прицепа в значительной степени влияет его правильная загрузка. Критически важно, чтобы груз равномерно размещался на прицепе, а центр тяжести груза и прицепа находился в районе оси. Если больше загрузить заднюю часть прицепа, то он, как рычаг, будет приподнимать заднюю ось буксирующего автомобиля, ухудшая управляемость за счет уменьшения сцепления задних колес с дорогой и увеличивать нагрузку на переднюю ось. Если же груз в прицепе будет сосредоточен в передней части, то произойдет обратная ситуация: задняя ось машины прижмется к дороге сильнее, разгрузив передние колеса. Торможение ими станет менее эффективным, равно как и управляемость и сцепление с дорогой.  Кроме того, известно, что при маневре с неравномерно загруженным прицепом последний имеет тенденцию к самопроизвольному рысканию с постоянно увеличивающейся амплитудой, приводящей в итоге к опрокидыванию. Высокое размещение груза в прицепе не рекомендуется.

       Тема: Особенности управления переднеприводного автомобиля.
       Изучить: - распределение нагрузки между осями на переднеприводном
                         автомобиле;
                       - трогание с места переднеприводного автомобиля;
                       - управление переднеприводного автомобиля на скользкой дороге;
                       - управление переднеприводного автомобиля на поворотах;
                       - управление переднеприводного автомобиля с прицепом.

Источник: Учебник водителя основы управления автомобилем., Интернет издания.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога