26.01.2022.                                            Группа: 410.

                                                            Предмет: ОБД.

             Пассивная безопасность автомобиля.

    Пассивная безопасность – совокупность свойств и параметров транспортных средств, которые способствуют предупреждению или снижению тяжести травм участников дорожного движения. Средствами пассивной безопасности снижают тяжесть последствий ДТП, если водитель уже не в состоянии управлять транспортным средством и изменять характер его движения – непосредственно при столкновении, наезде или опрокидывании. Принцип действия средств пассивной безопасности состоит преимущественно в уменьшении динамической нагрузки на тело человека во время столкновения или опрокидывания транспортного средства. За счет деформации элементов пассивной безопасности увеличивают продолжительность действия нагрузки на тело человека. При этом используются следующие факторы: ограничение передвижения людей внутри кабины, кузова; уменьшение травмоопасности деталей, контактирующих с человеком; допустимое уменьшение внутренних размеров кабины, кузова.
    Различают внутреннюю (относительно водителя и пассажиров транспортного средства) пассивную  и внешнюю (относительно пешеходов и уменьшения повреждения транспортных средств).
   К средствам внутренней пассивной безопасности относится травмоопасность: рулевой колонки, ремней безопасности, замков и петель дверей, сидений и их креплений, элементов интерьера, подголовников, стекол.
Вся система внутренней пассивной безопасности и входящие в неё элементы создана для того, чтобы обеспечить максимальный уровень защиты водителя и пассажиров автомобиля, попавшего в аварию. При этом очень важным фактором является обязательное использование этого специального оборудования строго по его назначению. Соблюдение всех установленных изготовителем правил позволяет получить наивысший уровень защиты. Ниже рассмотрим основные элементы системы внутренней пассивной безопасности.
  
Основным элементом системы безопасности является кузов. От того из какого материала изготовлен кузов, его физического состояния и конструктивных особенностей зависит его возможная деформация при аварии, а значит и прочность самого автомобиля. При изготовлении современных автомобилей стали часто применять высоконапряжённые листы металла. Это, во-первых, снижает его массу, а во-вторых, делает автомобиль более жёстким к ударам. Всё большее применение находит система областей активного разрушения. Она состоит в том, что при ударе детали сами разрушаются, но при этом принимают на себя значительную часть кинетической энергии. Таким образом, ценой разрушения автомобиля обеспечивается сохранность жизни и здоровья водителя и пассажиров. Для того, чтобы при ДТП части механизмов, находящихся в моторном отсеке, не попали в салон, применяют, так называемую, «решётку безопасности» - прочное устройство, работающее как щит и не позволяющее другим механизмам проникать в салон. Защита салона от конструктивных элементов обеспечивается целым комплексом устройств и технологических решений, которые предохраняют водителя и пассажиров от травм и увечий. Так, например, некоторые модели автомобилей оснащаются складывающимися рулями, чтобы предотвратить нанесение вреда водителю. Кроме того применяются специально разработанные травмобезопасные педальные узлы, которые в случае аварии автоматически отсоединяются от креплений и тем самым предохраняют ноги водителя от увечий.
   
Для обеспечения максимальной безопасности при использовании подголовника, необходимо правильно рассчитать высоту его установки, исходя из индивидуальных физиологических характеристик водителя. Сидения фиксируют удобное положение пассажира или водителя на месте, а подголовники, являясь частью сидения, как раз и защищают шейные позвонки водителя в момент аварии, не давая запрокидываться голове.
    Раньше применялись только двухточечные ремни безопасности, которые удерживали пассажира обычной стяжкой через грудь или живот. В настоящее время в автомобили устанавливают многоточечные ремни безопасности, которые гораздо более эффективны. Они позволяют распределять аварийную нагрузку равномерно по всему телу, тем самым предохраняя отдельные части от травм. Ремни безопасности считаются наиболее важным элементом пассивной системы безопасности.
    Уже в середине прошлого века подушки безопасности прочно заняли своё место в общей системе пассивной безопасности автомобиля. Сейчас автомобили, как правило, оснащаются несколькими подушками безопасности. Каждая из них защищает какую-то одну предполагаемую зону поражения, а все вместе надёжно прикрывают водителя и пассажиров со всех сторон. Принцип действия подушек безопасности состоит в стремительном наполнении их воздухом при столкновении. Движущийся по инерции водитель сталкивается с подушкой, а не с травмоопасными элементами конструкции.
   
Чтобы предотвратить повреждение костей черепа водителя и пассажира, стекло должно быть упругим и амортизировать при ударе. Разбитие стекла не должно грозить ранением осколками с острыми углами и гранями. Одним из элементов пассивной безопасности является применение специального детского сиденья. Наращивание переднего борта кузова грузового автомобиля предотвращает травмирование людей при деформации верха кабины во время опрокидывания. Конструкция современных легковых автомобилей предусматривает наличие подушек безопасности, которые во время столкновения или наезда транспортного средства в течение 0,1 с надуваются и предотвращают травмирование водителя и пассажиров транспортного средства.
   Средствами внешней пассивной безопасности предотвращают возможные повреждения пешеходов, мотоциклистов и велосипедистов выступающими внешними острыми поверхностями автомобиля или отдельными деталями фар, зеркал, ручек дверей. Во время столкновений и наездов основными элементами внешней безопасности являются передний и задний бамперы.

   Современные бамперы изготавливаются с несколькими поглощающими кинетическую энергию элементами, причём они имеются как в передних, так и в задних бамперах. Проще говоря, в момент столкновения бамперы сминаются и тем самым гасят энергию удара. Это не только защищает пешехода, но и способствует уменьшению повреждений в салоне транспортного средства.
    Выступы, находящиеся на наружной поверхности автомобиля, на первый взгляд, не относятся к элементам системы пассивной безопасности. Но в большинстве таких конструктивных или декоративных элементов заложен принцип самодеструкции, то есть их действие аналогично работе бамперов при столкновении.
    Приспособления для защиты пешеходов известные компании как Bosh, Siemens, TRV и другие уже много лет разрабатывают и внедряют дополнительные меры защиты для пешеходов, попавших в аварию. К примеру, сравнительно недавно появившаяся электронная система Electronic Pedestrian Protection функционирует следующим образом. В момент столкновения капот автомобиля автоматически поднимается, тем самым увеличивая площадь столкновения с телом пешехода. При этом увеличивается расстояние между капотом и двигателем, что также защищает от нанесения травм. Принцип действия очень похож на действие подушки безопасности.
    Как бы грамотно не была разработанная пассивная безопасность автомобиля лучше не проверять ее действие на себе и других. Необходимо быть внимательным за рулем  автомобиля и не пренебрегать правилами поведения пешеходов, велосипедистов и других участников дорожного движения.

             Тема: Пассивная безопасность автомобиля.
             Изучить: - определение пассивной безопасности;
                             - принцип действия средств пассивной безопасности;
                             - виды пассивной безопасности;
                             - средства внутренней пассивной безопасности;
                             - средства внешней пассивной безопасности.

   Источник: Учебник водителя основы управления автомобилем., Интернет издания.  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога