17.05.2022.                                            Группа: 301.

                                                                Предмет: ОБД.

          Проезд перекрёстков и пешеходных переходов.

       В соответствии с Правилами дорожного движения перекрёстком называется место пересечения, прилегания или разветвления дорог в одном уровне, границей которого являются воображаемые линии между началом закруглений краёв проезжей части каждой из дорог. Не считается перекрёстком место прилегания к дороге выезда с прилегающей территории. Организация дорожного движения предусматривает два типа перекрёстков – нерегулируемые и регулируемые. Перекрёсток считается нерегулируемым при отсутствии на нём работающего светофора или регулировщика и в случае отключения светофора или его работы в режиме мигания сигнала желтого цвета. На таком перекрестке водители должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета. Среди нерегулируемых  перекрестков различают равнозначные и неравнозначные.
       Одним из условий безопасного проезда перекрестка является достаточная обзорность, которая зависит от положения автомобиля на проезжей части и наиболее полной она является в непосредственной близости от перекрестка. Границы обзорности определяются зданиями и ограждениями, поворотами дороги или рельефом, стоящими транспортными средствами, погодными условиями и освещенностью, расположением оконных стоек вашего автомобиля, пассажирами и перевозимым грузом. Главным условием обеспечения безопасности при проезде перекрестка является определения водителем преимущества в движении, то есть права на первоочередное движение относительно других участников дорожного движения.
       Во время проезда перекрестка водитель должен руководствоваться такой схемой действий:
       - занять соответствующую полосу движения;
       - снизить скорость движения;
       - определить вид перекрестка ( регулируемый или нерегулируемый );
       - оценить дорожную обстановку;
       - определить наличие  преимущества в движении или необходимость уступить дорогу;
       - определить место остановки автомобиля при необходимости уступить дорогу;
       - осуществить проезд перекрестка.
      Несмотря на преимущество в движении, в случае нарушения Правил дорожного движения другими водителями, предвидя неблагоприятное развитие событий, водитель должен остановиться, чтобы не допустить дорожно-транспортного происшествия. Запрещается выезжать на любой перекресток, в том числе при сигнале светофора, разрешающем движение, если образовался затор, который заставит водителя остановиться на перекрестке, что создаст препятствие для движения других транспортных средств и пешеходов.
     Основные правила проезда перекрестков:
       - во время поворота направо расстояние от правого края проезжей части должно исключать возможность движения других транспортных средств правее вашего автомобиля;
       - во время поворота налево расстояние от середины проезжей части должно исключать возможность движения других транспортных средств левее от вашего автомобиля;
       - на дороге с односторонним движением для поворота налево следует занимать крайнюю левую полосу движения;
       - своевременно включить указатели соответствующего поворота и занять соответствующую полосу движения.         

     Проезд регулируемых перекрестков для водителя не столь сложен. Гораздо труднее ему на нерегулиру­емых перекрестках . На них чаще допускают разнооб­разные ошибки водители, обязанные уступить дорогу. Во многих случаях это происходит из-за отсутствия достаточной информации о ситуации на подходах к зоне перекрестка. На нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог водитель нерельсового транспортного средства обязан дать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Во время поворота направо или налево водитель должен уступить дорогу пешеходам, которые переходят дорогу. Поворачивая налево или выполняя разворот, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся во встречном направлении или осуществляющим правый поворот. Требование уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся  справа, распространяется не только на равнозначные перекрестки. В соответствии с требованиями Правил дорожного движения, если траектории движения транспортных средств пересекаются, очередность проезда не обусловлена Правилами, уступить дорогу должен водитель, к которому транспортное средство приближается справа. Это требование Правил касается движения на территориях стоянок, строительных площадок, площадок для загрузки и загрузки транспортных средств и т.п.
     На равнозначном перекрестке трамвай, независимо от направления его дальнейшего движения, имеет преимущество перед нерельсовыми транспортными средствами, приближающимися к нему по равнозначной дороге. Поворот налево или разворот на перекрестке при наличии на нем трамвайного пути должны выполняться с трамвайного пути попутного направления, расположенного на одном уровне с проезжей часть для нерельсовых транспортных средств, если другой порядок движения не предусмотрен дорожными знаками или разметкой. При проезде равнозначных перекрестков при условии одновременного выполнения левого поворота или разворота  на малых перекрестках (перекрестки, имеющие по одной полосе в каждом направлении)  следует условный центр перекрестка оставлять слева, а на больших – справа.
      На перекрестках, где организовано круговое движение при отсутствии дорожных знаков приоритета, каждый элемент пересечения следует рассматривать как равнозначный перекресток, на котором действует правило предоставления преимущества транспортным средствам, движущимся справа. Если дорога на въезде на пересечение с круговым движением имеет больше одной полосы для движения в одном направлении, то въезжать на такой перекресток можно из любой полосы. Выезд с такого пересечения водитель может осуществлять также из любой полосы движения, не забывая предоставлять преимущество в движении во время перестроения.
      На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, которые приближаются к данному пересечению проезжих частей по главной дороге независимо от направления их дальнейшего движения. Во время поворота направо или налево по главной дороге водитель должен уступить дорогу пешеходам, которые ее переходят. Поворачивая налево или выполняя разворот, водитель должен уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге во встречном направлении или осуществляющим правый поворот. Перед поворотом налево и разворотом водитель нерельсового транспортного средства обязан уступить дорогу трамваю попутного направления. На любом нерегулируемом перекрестке трамвай, независимо от направления его дальнейшего движения, имеет преимущество перед нерельсовыми транспортными средствами, приближающимися к нему по равнозначной дороге. Поворот налево или разворот на неравнозначном перекрестке нерельсовых транспортных средств при наличии на нем трамвайного пути должны выполняться с трамвайного пути попутного направления, расположенного на одном уровне с проезжей частью для нерельсовых транспортных средств, если иной порядок движения не предусмотрен дорожными знаками или разметкой. Выезжая на перекресток с второстепенной дороги , водитель должен уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или поворачивающим направо.
     Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
     На регулируемых перекрестках, в соответствии с п. 6.15 Правил дорожного движения сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков и дорожной разметки и являются обязательными для выполнения. Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные  требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки. В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора. Подъезжая к регулируемому перекрестку, водитель должен учесть, что в случае подачи сигнала регулировщиком или включения сигнала светофора, разрешающего движение, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, а также пешеходам, заканчивающим переход.
Если сигнал регулировщика или зеленый сигнал светофора разрешает движение одновременно трамваю и нерельсовым транспортным средствам, трамваю предоставляется преимущество независимо от направления его движения. Въехав на перекресток согласно сигналу светофора, разрешающего движение, водитель должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выезде. Если на перекрестке перед светофорами на пути движения водителя есть дорожная разметка 1.12 (стоп-линия) или дорожный знак 5.62, он должен руководствоваться сигналами каждого светофора. При необходимости проезда регулируемого перекрестка в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
      На перекрестке, где движение регулируется светофором с дополнительной  секцией, водитель, находящийся на полосе, с которой делается поворот,  должен продолжать движение в направлении, указываемое стрелкой, включенной в дополнительной секции, если его остановка на запрещающий сигнал светофора создаст препятствия транспортным средствам, движущимся за ним той же полосой. На перекрестке, где на пути движения установлен светофор с зеленой стрелкой на табличке белого цвета на уровне красного сигнала светофора при включенном красном сигнале светофора, водитель, находящийся в крайней полосе может продолжить движение при условии предоставления преимущества транспортным средствам, движущимся с других направлений и пешеходам, переходящим  проезжую часть. При необходимости движения прямо, водитель должен ожидать зеленого сигнала светофора, находясь в этой полосе движения.
     Водителям, которые в случае включения желтого сигнала или поднятия регулировщиком руки вверх не могут остановить транспортное средство в месте, предусмотренном Правилами, не прибегая к экстренному торможению, разрешается двигаться дальше при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

     Пешеходы – наиболее многочисленная категория участников дорожного движения, характеризующаяся неорганизованным поведением. Не случайно, что более трети всех ДТП составляют наезды на пешехо­дов, причем большинство их происходит в городах. У многих водителей при управлении автомобилем появляется склонность к недоброжелательному отноше­нию к пешеходам. Наезды бывают в различных местах, каждое из которых имеет типичные признаки опасности.

Если водитель видит пешеходов, выходящих из-за автобуса или троллейбуса, он должен немедлен­но затормозить, так как неизвестно, сумеет ли пеше­ход остановиться или попытается перебежать дорогу перед автомобилем.

На регулируемых пешеходных переходах и пере­крестках нужно предвидеть опасность даже при за­прещающем для пешеходов сигнале светофора. Наезды на пешеходов случаются и в разнообраз­ных неразрешенных для перехода местах. Характер­ным признаком опасности в таких местах являются объекты, которые как бы «притягивают» пешехода.

Любой из признаков опасности должен служить для водителя сигналом, требующим от него немедлен­ных действий. Основным из таких действий является снижение скорости. Кроме того, нужно постараться увеличить интервал относительно объекта, закрываю­щего обзор дороги и сосредоточить внимание в направлении вероятного появления пешеходов. Опасным является движение вдоль тротуара, на котором движется много пешеходов, особенно, если этот тротуар узкий. Один из пешеходов может неожиданно выйти на проезжую часть. Часто это тот, кто движется спиной к водителю или несет предмет, за­крывающий ему обзор. Водитель в таких случаях должен двигаться на возможно большем расстоянии от тротуара и быть готовым к любым неожиданнос­тям.

Опытный водитель обычно представляет, как ведут себя различные ·пешеходы на проезжей части. Например, молодые люди, как правило, переходят дорогу спокойно, следят за транспортными средства­ми и редко препятствуют их движению. Многие пожилые люди имеют привычку переходить дорогу, не об­ращая внимания на движение транспортных средств, хотя, заметив опасность, некоторые из них, особенно пожилые женщины, проявляют рассеянность или су­етливость.

Наибольшую опасность для водителей на проез­жей части представляют дети. Они не осознают опас­ности, беззаботно выбегают на проезжую часть, иног­да умышленно перебегают дорогу перед приближаю­щимся автомобилем. Очень опасно ведут себя дети на велосипедах и самокатах. Водитель должен восприни­мать появление ребенка на проезжей части или даже у края тротуара как сигнал опасности, объезжать его на возможно большем расстоянии и снижать скорость до безопасного предела. Нужно проявлять повышенную бдительность при движении в зоне школ, детских площадок и др. Особое внимание следует проявлять во время проезда рядом с транспортным средством с опознавательным знаком «Дети», остановившимся с включенной аварийной сигнализацией. Водитель должен уменьшить скорость, а в случае необходимости – остановиться, во избежание наезда на детей.

Особую опасность на проезжей части или вблизи от нее создают пьяные пешеходы. Они обычно ведут себя нелогично, неосторожно, а иногда и агрессивно. Водитель никогда не может с уверенностью предуга­дать поведение пьяного, поэтому должен немедленно принять необходимые меры предосторожности: оста­новиться или объехать пьяного на таком расстоянии, чтобы тот не смог натолкнуться на автомобиль. Слепые пешеходы, подающие сигнал перехода проезжей части вытянутой вперед белой тростью, имеют приоритетное право на движение в любом месте дороги, в том числе и вне перехода. Водители транспортных средств должны пропустить их. С целью обеспечения безопасности дорожного движения оптимальными вариантами проезда остановок  являются опережения или обгон маршрутных транспортных средств до их остановки либо после того, как они начнут движение от остановки.

 

             Тема: Управление автомобилем на перекрестках и пешеходных переходах.
             Изучить: - схема действий водителя при проезде перекрестка;
                             - основные правила проезда перекрестков;
                             - проезд перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог;
                             - проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
                             - проезд пешеходных переходов;
                             - проезд переходов со слепыми пешеходами и детьми.

    Источник: Учебник водителя основы управления автомобилем., Интернет издания.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога