17.05.2022. Группа: 301.
Предмет: ОБД.
Управление автомобилем в транспортном потоке.
На дороге, свободной от транспортных средств, водитель устанавливает скорость движения автомобиля в зависимости от характеристик дорог (ширина и чистота полос, профиля, качества и состояния дорожного покрытия), условий видимости и установленных Правилами ограничений.
Сложность управления автомобилем на дорогах с интенсивным движением заключается в плотности движения транспортных средств и их взаимодействии. При таких условиях возможности выбора водителем скорости движения, полосы, интенсивности разгона и торможения довольно ограничены. Безопасность дорожного движения обеспечивается тогда, когда скорость движения отдельного автомобиля будет отвечать скорости транспортного потока. Попытка водителя отдельного автомобиля повысить скорость движения приводит к увеличению затрат горючего, наступлению быстрой усталости, лишней возбуждённости, которая может привести к возникновению аварийно опасных ситуаций.
В транспортном потоке часто одно транспортное средство с ограниченной дистанцией движется за другим, причем условия для маневрирования бывают крайне стесненными. Здесь водитель лишен возможности выбирать скорость движения. Как у большинства других транспортных средств, она устанавливается под влиянием скоростного режима всего потока и прежде всего головного автомобиля – автомобиля-лидера. Попытка обогнать или опередить транспортные средства может создавать им помехи. Такой режим характерен для многих дорог вне населенных пунктов и в городах.
Работа водителя в плотных транспортных потоках отличается большой напряженностью. Он быстро привыкает к таким условиям, но относительно рано утомляется. В плотных транспортных потоках водитель должен уметь сохранять на длительное время благоразумие и выдержку.
Для плотных транспортных потоков наиболее характерны ДТП с попутными столкновениями, которые бывают при торможении лидера, особенно на мокрых и скользких дорогах. Виновниками происшествий бывают, как правило, следующие за лидером водители. Чаще всего столкновения происходят из-за ошибок водителей в выборе дистанции или их невнимательности. Опасные ситуации и ДТП возникают и из-за неумелой тактики водителя-лидера или его эгоистических наклонностей.
Оказавшись головным в транспортном потоке, водитель должен оценить, что за транспортное средство следует за ним. Если лидер - автобус (или автопоезд), а за ним движется легковой автомобиль, необходимо создать более быстроходному транспортному средству условия для обгона. Если водитель лидера не сделает этого, на ближайшем. участке, где потребуется снизить скорость, лидер задержит все транспортные средства, ограничивая обзорность их водителям и отрицательно влияя на их психику. От грузовых автомобилей, автопоездов, тракторов лидеру следует по возможности оторваться, что позволит более быстроходным транспортным средствам их опередить. В остальных случаях нужно стараться вести транспортное средство с равномерной скоростью, избегая рывков и резких торможений.
Двигаться за лидером намного труднее, чем им быть, так как задний водитель вынужден двигаться в режиме лидера и непрерывно наблюдать за его поведением Основной мерой безопасности при движении за лидером является выбор дистанции. Сам факт плохой видимости дороги должен насторожить водителя, заставить увеличить дистанцию и сосредоточить свое внимание на фонаре стоп-сигнала лидера.
Напомним, что п. 9.10 Правил требует от водителя соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения». Однако выбор дистанции и бокового интервала в транспортном потоке является сложной задачей. Часто это сопряжено. с риском, особенно при совместном движении в потоке транспортных средств с разными габаритными параметрами, тяговой и тормозной динамичностью. Безопасная дистанция зависит от скорости транспортного потока, размеров лидера, разницы характеристик тормозных систем и загрузки управляемого автомобиля и лидера, а также от типа и состояния дорожного покрытия.
С учетом перечисленных факторов дистанцию безопасности выбирают в зависимости от скорости движения: она должна быть численно примерно равна (В метрах) скорости (В километрах в час). Например, при движении со скоростью 50 км/ч дистанция должна быть 50 м; при скорости 70 км/ч - 70 м и т. д. Если движущееся транспортное средство не закрывает обзорность дороги, водитель имеет возможность «мыслить» за лидера и дистанция может быть сокращена. Если движущийся впереди автомобиль закрывает дорогу, причем его рабочая тормозная система имеет гидравлический привод, а на управляемом транспортном средстве тормозной привод пневматический, дистанция должна быть увеличена. В плотных транспортных потоках, особенно в городах, часто приходится двигаться на расстоянии до лидера меньшем, чем безопасная дистанция. В этих случаях водитель должен быть готов к мгновенному торможению. Для этого с целью сокращения остановочного пути он может заблаговременно перенести ногу на тормозную педаль с выбором свободного хода. Обнаружить места повышенной опасности при закрытом обзоре можно по разным признакам, например перекрестки - по поведению других участников движения, расположению дорожных знаков и т. п. Если дистанция до лидера увеличена, этим могут воспользоваться водители других автомобилей меньшей длины с лучшей тяговой динамичностью и маневренностью, вклиниваясь за лидером. На это нужно реагировать спокойно. Водитель должен хладнокровно реагировать и на непонятные или неправильные действия лидера и других участников движения. Например, если лидер увеличивает скорость, необходимо, прежде чем последовать его примеру, оценить состояние дороги и ситуацию. Если увеличение скорости нежелательно или недопустимо (например, у тяжеловесного грузового автомобиля или на скользкой дороге), лучше по возможности перестроиться или принять вправо и пропустить другие автомобили. При внезапной остановке лидера водитель также останавливает автомобиль. Объезжать остановившиеся автомобили можно лишь после выяснения обстановки, не создавая помехи другим транспортным средствам.
Объезд стоящего у правого края проезжей части транспортного средства или другого препятствия, несмотря на кажущуюся простоту, связан с определенной. опасностью. Прежде всего водитель должен выполнять требования Правил относительно преимущественного права при встречных разъездах.Выезжать на соседнюю полосу для объезда стоящего транспортного средства надо заблаговременно, чтобы обеспечить хорошую видимость дороги. Ошибкой являются действия водителя, когда он начинает объезд в непосредственной близости от стоящего транспортного средства, так как за ним можно не увидеть встречный автомобиль. Большую осторожность нужно проявлять при объезде только что остановившегося транспортного средства, особенно автобуса или троллейбуса. Из - за него могут выйти - на дорогу пассажиры, а левая дверь может неожиданно открыться. К остановившемуся автобусу или троллейбусу могут спешить пешеходы, неосмотрительно пересекая проезжую часть. В этих случаях водителю нужно быть предельно внимательным. а выполняя объезд, уменьшить скорость и увеличить интервал. Одним из типичных ДТП с участием грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов является столкновение на узких участках дорог. Основная ошибка водителей в таких ситуациях заключается в неправильной оценке динамических габаритов своего и встречного транспортных средств. В результате вместо необходимых предупредительных действий (снижение скорости, частичный съезд на обочину, остановка), создаётся аварийная ситуация.
Опасность разъезда с грузовыми автомобилями и автобусами при движении с большой скоростью возрастает, кроме того, из-за взаимодействия мощных встречных потоков воздуха. При незначительных интервалах после разъезда потоки воздуха могут вызвать поперечное смещение автомобиля, имеющего малые размеры. Поэтому водителю легкового автомобиля следует быть осторожным при разъезде на узкой дороге с быстро движущимся междугородным автобусом или большегрузным автомобилем. Интервал рекомендуется увеличивать до следующих значений: при скорости 50 км/ч он должен быть не менее 1,5 м, а при скорости 90 км/ч не менее 2,0 м. Если ширина проезжей части меньше 6,5 м. выполнить эти условия невозможно. Здесь водителю следует воспользоваться наиболее надежным средством безопасности - снизить скорость транспортного средства или остановиться.
Управление авто при обгоне. Обгон - один из наиболее сложных видов маневрирования автомобиля. Он выполняется с большой скоростью. Многие улицы в городах и большинство дорог вне населенных пунктов имеют по одной полосе для движения в каждом направлении. часто ограниченной ширины и обгон на них сопряжен с возможными помехами встречным транспортным средствам. Безопасный обгон может быть гарантирован при точном соблюдении требований разд. 10 и 11 Правил, совершенной технике управления автомобилем. точном расчете водителем маневра на основе хороших навыков оценки обстановки и прогнозирования ее развития. Ошибки при обгоне нередко приводят к аварийным ситуациям, которые сопровождаются тяжелыми последствиями. Обгон можно выполнять только при хорошей видимости всего участка дороги. В этой зоне не должно быть закрытых поворотов дороги или каких-либо препятствий на проезжей части, а на дорогах с одной полосой движения для каждого направления не должно быть перекрестков. Обзор дороги будет неполным. если движущееся впереди транспортное средство имеет большие габариты и расстояние до него ограничено. Поэтому наблюдение за дорогой нужно начинать издалека или, если это возможно, сместив автомобиль влево, ближе к середине дороги.
Путь обгона зависит от разности скоростей обгоняющего и обгоняемого автомобиля.
Для безопасного обгона необходимо, чтобы ширина проезжей части позволяла выдерживать интервал относительно обгоняемого автомобиля 1,0-1,5 м, а ее поверхность не имела выбоин, неровностей или наледи, из-за которых может быть нарушена устойчивость управляемого или обгоняемого автомобиля. При обгоне автопоездов интервал необходимо увеличивать в расчете на их значительные динамические габариты. Во время движения по встречной полосе с большой скоростью из-за сокращения размеров поля концентрации внимания можно не заметить помеху. Если по левой полосе дороги идут пешеходы, обгон лучше не начинать. Опасно начинать обгон, если для его выполнения придется съезжать на левую обочину, тем более если она неровная или сырая. Приняв решение об обгоне, водитель включает левый указатель поворота и при необходимости увеличивает скорость. Как правило, обгон совершается на одной из высших передач. Режим движения должен быть таким, чтобы оставался запас мощности двигателя, позволяющий при необходимости увеличить скорость. Приблизившись к обгоняемому автомобилю на 25-30 м, водитель выезжает на левую полосу. При движении в плотных транспортных. потоках выезжать на встречную полосу можно с меньшего, чем указано, расстояния. При этом водитель энергично увеличивает скорость на протяжении всего маневра вплоть до момента возвращения на правую полосу. Перестроение на правую полосу движения нужно начинать из такого положения, когда исключаются помехи обгоняемому транспортному средству, а его водитель имеет возможность наблюдать включенные правые указатели поворота. На пути движения обгоняющего автомобиля может неожиданно возникнуть препятствие. Водитель в таких случаях должен или ускорить обгон, или прекратить его, уменьшив скорость и перестроившись на правую полосу. Причем для выработки решения водитель располагает крайне ограниченным временем. От него требуются большое самообладание, ,высокая точность расчета и действий. Решение зависит от характера препятствий, взаимного положения, габаритов, скорости взаимодействующих транспортных средств, динамических качеств автомобиля, ширины и состояния дороги. Если. скорость обгоняемого автомобиля сравнительно, невелика, возможно что торможение окажется более опасным, чем попытка завершить обгон с максимальной скоростью. Если водитель решил перестроиться на правую полосу, тормозить нужно с максимально допустимой интенсивностью, но не до остановки, а до наименьшей устойчивой скорости. Пропустив обгоняемый автомобиль, водитель перестраивается на свою полосу.
Приемы управления авто на перекрестках
Основные особенности управления автомобилем в транспортном потоке справедливы и для населенных пунктов. Однако движение автомобилей в крупных населенных пунктах сопряжено с дополнительными трудностями. Здесь много пешеходов, перекрестков, разнообразных средств регулирования, улиц различной ширины и с разным покрытием. Из-за более стесненных условий водитель в городе испытывает значительно более высокое, напряжение, чем при работе на загородных дорогах. Несмотря на то что средняя скорость движения транспортных средств в городах по сравнению с загородными дорогами меньше почти наполовину. водителю приходится выполнять в 3 раза больше управляющих действий. причем темп их бывает настолько высок. что при отсутствии натренированности отдельные действия не выполняются. В городе водителю часто приходится воспринимать одновременно несколько значимых для него объектов (пешеходы. транспортные средства. средства организации движения, разнообразные помехи), на которых нужно концентрировать внимание. Как правило, многие из этих объектов ведут себя активно и действуют одновременно. Это приводит к увеличению времени реакции. особенно времени, расходуемого для оценки обстановки и выработки решения. На перекрестках водителю приходится воспринимать и оценивать поведение одновременно нескольких транспортных средств и групп пешеходов. Некоторые перекрестки отличаются ограниченной обзорностью. На них неожиданно могут появиться новые транспортные средства. Ограниченные размеры отдельных перекрестков затрудняют или делают невозможным маневрирование грузовых автомобилей и автобусов.
Управление автомобилем в темное время сильно усложняется. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги и расположенных на ней объектов. Фары автомобиля освещают лишь ограниченный участок дороги, причем объекты появляются в освещенной зоне внезапно и для опознания их требуется больше времени, чем днем. Время реакции водителя ночью увеличивается в среднем в 2 раза
В темное время суток в условиях недостаточной видимости почти невозможно цветоощущение предметов. Они отличаются не по цвету яркости. причем яркость объектов дорожной обстановки (транспортные средства. пешеходы) и контрастность их относительно дороги сильно снижаются. Расстояние, на котором обнаруживаются транспортные средства ночью, сокращается почти. вдвое по сравнению со светлым временем. однако водителю кажется. что они находятся на большем расстоянии. Вообще в вечерние сумерки и на рассвете у многих водителей появляется так называемый оптический обман. Контуры предметов расплываются, автомобили не белого и не ярко-желтого цветов сливаются с фоном и покрытием дороги. В свете фар искажаются предметы и неровности дороги.
Резкие и частые изменения освещенности и яркости предметов требуют непрерывной адаптации зрения, в результате глаза водителя быстро утомляются. Наибольшая опасность возникает при ослеплении водителя светом фар: видимость резко ухудшается. а зачастую и совершенно пропадает. Статистика показывает, что на темное время суток приходится почти половина всех ДТП с наиболее тяжелыми последствиями. Увеличение аварийности происходит, в частности, из-за ослабления контроля за движением. Снижение интенсивности движения порождает у многих водителей уверенность, что можно двигаться с более высокой скоростью и более свободно маневрировать, чем днем. а ослабление контроля порождает чувство безнаказанности.
Тема: Управление автомобилем в транспортном потоке.
Изучить: - движение за автомобилем-лидером;
- скорость движения при движении в транспортном потоке;
- дистанция между транспортными средствами при движении
в транспортном потоке;
- интервалы между транспортными средствами в транспорт
ном потоке при маневрировании, при движении в потоке с
автопоездами, сочленёнными автобусами и трамваями;
- меры безопасности и характерные ДТП при движении в
транспортном потоке;
- особенности управления автомобилем в населённых пунк
тах и за их пределами;
- движение в транспортном потоке в тёмное время суток и в
условиях недостаточной видимости, в сложных условиях.
Источник: Учебник водителя основы управления автомобилем., Интернет издания.
Комментарии
Отправить комментарий