17.05.2022.                                            Группа: 301.

                                                                 Предмет: ОБД.   

        Управление автомобилем в транспортном потоке.

На дороге, свободной от транспортных средств, водитель устанавливает скорость движения автомоби­ля в зависимости от характеристик дорог (ширина и чистота полос, профиля, качества и состояния дорожно­го покрытия), условий видимости и установленных Пра­вилами ограничений.
  Сложность управления автомобилем на дорогах с интенсивным движением заключается в плотности движения транспортных средств и их взаимодействии. При таких условиях возможности выбора водителем скорости движения, полосы, интенсивности разгона и торможения довольно ограничены. Безопасность дорожного движения обеспечивается тогда, когда скорость движения отдельного автомобиля будет отвечать скорости транспортного потока. Попытка водителя отдельного автомобиля повысить скорость движения приводит к увеличению затрат горючего, наступлению быстрой усталости, лишней возбуждённости, которая может привести к возникновению аварийно опасных ситуаций.
  В транспортном потоке часто одно транспортное средство с ограниченной дистанцией движется за другим, причем условия для манев­рирования бывают крайне стесненными. Здесь води­тель лишен возможности выбирать скорость движе­ния. Как у большинства других транспортных средств, она устанавливается под влиянием скоростного режи­ма всего потока и прежде всего головного автомоби­ля – автомобиля-лидера. Попытка обогнать или опередить тран­спортные средства может создавать им помехи. Такой режим характерен для многих дорог вне населенных пунктов и в городах.

Работа водителя в плотных транспортных потоках отличается большой напряженностью. Он быстро привыкает к таким условиям, но относительно рано утомляется. В плотных транспортных потоках води­тель должен уметь сохранять на длительное время благоразумие и выдержку.

Для плотных транспортных потоков наиболее ха­рактерны ДТП с попутными столкновениями, которые бывают при торможении лидера, особенно на мокрых и скользких дорогах. Виновниками происшествий бывают, как правило, следующие за лидером водите­ли. Чаще всего столкновения происходят из-за оши­бок водителей в выборе дистанции или их невнима­тельности. Опасные ситуации и ДТП возникают и из-­за неумелой тактики водителя-лидера или его эгоис­тических наклонностей.

Оказавшись головным в транспортном потоке, во­дитель должен оценить, что за транспортное средство следует за ним. Если лидер - автобус (или автопо­езд), а за ним движется легковой автомобиль, необ­ходимо создать более быстроходному транспортному средству условия для обгона. Если водитель лидера не сделает этого, на ближайшем. участке, где потре­буется снизить скорость, лидер задержит все тран­спортные средства, ограничивая обзорность их води­телям и отрицательно влияя на их психику. От гру­зовых автомобилей, автопоездов, тракторов лидеру следует по возможности оторваться, что позволит более быстроходным транспортным средствам их опередить. В остальных случаях нужно стараться вести транспортное средство с равномерной скоростью, избегая рывков и резких торможений.

Двигаться за лидером намного труднее, чем им быть, так как задний водитель вынужден двигаться в режиме лидера и непрерывно наблюдать за его поведением Основной мерой безопасности при движении за лидером является выбор дистанции. Сам факт плохой видимости дороги должен насторожить водителя, за­ставить увеличить дистанцию и сосредоточить свое внимание на фонаре стоп-сигнала лидера.

Напомним, что п. 9.10 Правил требует от водителя соблюдать такую дистанцию до движущегося впере­ди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боко­вой интервал, обеспечивающий безопасность движе­ния». Однако выбор дистанции и бокового интервала в транспортном потоке является сложной задачей. Час­то это сопряжено. с риском, особенно при совместном движении в потоке транспортных средств с разными габаритными параметрами, тяговой и тормозной ди­намичностью. Безопасная дистанция зависит от ско­рости транспортного потока, размеров лидера, разни­цы характеристик тормозных систем и загрузки уп­равляемого автомобиля и лидера, а также от типа и состояния дорожного покрытия.

 С учетом перечисленных факторов дистанцию безопасности выбирают в зависимости от скорости движения: она должна быть численно примерно равна (В метрах) скорости (В ки­лометрах в час). Например, при движении со ско­ростью 50 км/ч дистанция должна быть 50 м; при скорости 70 км/ч - 70 м и т. д. Если движущееся транспортное средство не закрывает обзорность дороги, водитель имеет возможность «мыслить» за лидера и дистанция может быть сокращена. Если движущий­ся впереди автомобиль закрывает дорогу, причем его рабочая тормозная система имеет гидравлический привод, а на управляемом транспортном средстве тормозной привод пневматический, дистанция должна быть увеличена. В плотных транспортных потоках, особенно в горо­дах, часто приходится двигаться на расстоянии до лидера меньшем, чем безопасная дистанция. В этих случаях водитель должен быть готов к мгновенному торможению. Для этого с целью сокращения остано­вочного пути он может заблаговременно перенести ногу на тормозную педаль с выбором свободного хода. Обнаружить места повышенной опасности при закры­том обзоре можно по разным признакам, например перекрестки - по поведению других участников дви­жения, расположению дорожных знаков и т. п. Если дистанция до лидера увеличена, этим могут ­воспользоваться водители других автомобилей мень­шей длины с лучшей тяговой динамичностью и ма­невренностью,  вклиниваясь за лидером. На это нужно реагировать спокойно. Водитель должен хладнокров­но реагировать и на непонятные или неправильные действия лидера и других участников движения. Нап­ример, если лидер увеличивает скорость, необходимо, прежде чем последовать его примеру, оценить состо­яние дороги и ситуацию. Если увеличение скорости нежелательно или недопустимо (например, у тяжело­весного грузового автомобиля или на скользкой доро­ге), лучше по возможности перестроиться или при­нять вправо и пропустить другие автомобили. При внезапной остановке лидера водитель также останавливает автомобиль. Объезжать остановившие­ся автомобили можно лишь после выяснения обста­новки, не создавая помехи другим транспортным сред­ствам.

Объезд стоящего у правого края проезжей части транспортного средства или другого препятствия, несмотря на кажущуюся простоту, связан с опреде­ленной. опасностью. Прежде всего водитель должен выполнять требования Правил относительно преиму­щественного права при встречных разъездах.Выезжать на соседнюю полосу для объезда стоя­щего транспортного средства надо заблаговременно, чтобы обеспечить хорошую видимость дороги. Ошиб­кой являются действия водителя, когда он начинает объезд в непосредственной близости от стоящего транспортного средства, так как за ним можно не увидеть встречный автомобиль. Большую осторожность нужно проявлять при объ­езде только что остановившегося транспортного сред­ства, особенно автобуса или троллейбуса. Из - за него могут выйти - на дорогу пассажиры, а левая дверь может неожиданно открыться. К остановившемуся автобусу или троллейбусу могут спешить пешеходы, неосмотрительно пересекая проезжую часть. В этих случаях водителю нужно быть предельно вниматель­ным. а выполняя объезд, уменьшить скорость и уве­личить интервал. Одним из типичных ДТП с участием грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов является стол­кновение на узких участках дорог. Основная ошибка водителей в таких ситуациях заключается в неправильной оценке динамических габаритов своего и встречного транспортных средств. В результате вместо необходимых предупредительных действий (сни­жение скорости, частичный съезд на обочину, остановка), создаётся аварийная ситуация.

Опасность разъезда с грузовыми автомобилями и автобусами при движении с большой скоростью воз­растает, кроме того, из-за взаимодействия мощных встречных потоков воздуха. При незначительных ин­тервалах после разъезда потоки воздуха могут вызвать поперечное смещение автомобиля, имеющего малые размеры. Поэтому водителю легкового автомобиля следует быть осторожным при разъезде на уз­кой дороге с быстро движущимся  междугородным автобу­сом или большегрузным автомобилем. Интервал ре­комендуется увеличивать до следующих значений: при скорости 50 км/ч он должен быть не менее 1,5 м, а при скорости 90 км/ч не менее 2,0 м. Если ширина проезжей части меньше 6,5 м. выполнить эти условия невозможно. Здесь водителю следует воспользоваться наиболее надежным средством безопасности - снизить скорость транспортного средства или остановиться.

Управление авто при обгоне. Обгон - один из наиболее сложных видов манев­рирования автомобиля. Он выполняется с большой скоростью. Многие улицы в городах и большинство дорог вне населенных пунктов имеют по одной полосе для движения в каждом направлении. часто ограни­ченной ширины и обгон на них сопряжен с возмож­ными помехами встречным транспортным средствам. Безопасный обгон может быть гарантирован при точ­ном соблюдении требований разд. 10 и 11 Правил, совершенной технике управления автомобилем. точ­ном расчете водителем маневра на основе хороших навыков оценки обстановки и прогнозирования ее развития. Ошибки при обгоне нередко приводят к аварийным ситуациям, которые сопровождаются тя­желыми последствиями. Обгон можно выполнять только при хорошей види­мости всего участка дороги. В этой зоне не должно быть закрытых поворотов дороги или каких-либо препятствий на проезжей части, а на дорогах с одной полосой движения для каждого направления не до­лжно быть перекрестков. Обзор дороги будет непол­ным. если движущееся впереди транспортное средст­во имеет большие габариты и расстояние до него ограничено. Поэтому наблюдение за дорогой нужно начинать издалека или, если это возможно, сместив автомобиль влево, ближе к середине дороги.

Путь обгона зависит от разности скоростей обго­няющего и обгоняемого автомобиля.

Для безопасного обгона необходимо, чтобы шири­на проезжей части позволяла выдерживать интервал относительно обгоняемого автомобиля 1,0-1,5 м, а ее поверхность не имела выбоин, неровностей или нале­ди, из-за которых может быть нарушена устойчивость управляемого или обгоняемого автомобиля. При об­гоне автопоездов интервал необходимо увеличивать в расчете на их значительные динамические габариты. Во время движения по встречной полосе с боль­шой скоростью из-за сокращения размеров поля кон­центрации внимания можно не заметить помеху. Если по левой полосе дороги идут пешеходы, обгон лучше не начинать. Опасно начинать обгон, если для его выполнения придется съезжать на левую обочину, тем более если она неровная или сырая. Приняв решение об обгоне, водитель включает левый указатель поворота и при необходимости уве­личивает скорость. Как правило, обгон совершается на одной из высших передач. Режим движения до­лжен быть таким, чтобы оставался запас мощности двигателя, позволяющий при необходимости увели­чить скорость. Приблизившись к обгоняемому автомо­билю на 25-30 м, водитель выезжает на левую поло­су. При движении в плотных транспортных. потоках выезжать на встречную полосу можно с меньшего, чем указано, расстояния. При этом водитель энергич­но увеличивает скорость на протяжении всего манев­ра вплоть до момента возвращения на правую по­лосу. Перестроение на правую полосу движения нужно начинать из такого положения, когда исключаются помехи обгоняемому транспортному средству, а его водитель имеет возможность наблюдать включенные правые указатели поворота. На пути движения обго­няющего автомобиля может неожиданно возникнуть препятствие. Водитель в таких случаях должен или ускорить обгон, или прекратить его, уменьшив скорость и пе­рестроившись на правую полосу. Причем для выра­ботки решения водитель располагает крайне ограни­ченным временем. От него требуются большое само­обладание, ,высокая точность расчета и действий. Решение зависит от характера препятствий, взаимно­го положения, габаритов, скорости взаимодействую­щих транспортных средств, динамических качеств ав­томобиля, ширины и состояния дороги. Если. скорость обгоняемого автомобиля сравнитель­но, невелика, возможно что торможение окажется более опасным, чем попытка завершить обгон с максималь­ной скоростью. Если водитель решил перестроиться на правую полосу, тормозить нужно с максимально допустимой интенсивностью, но не до остановки, а до наименьшей устойчивой скорости. Пропустив обгоня­емый автомобиль, водитель перестраивается на свою полосу.

Приемы управления авто на перекрестках

Основные особенности управления автомобилем в транспортном потоке справедливы и для населенных пунктов. Однако движение автомобилей в крупных населенных пунктах сопряжено с дополнительными трудностями. Здесь много пешеходов, перекрестков, разнообразных средств регулирования, улиц различ­ной ширины и с разным покрытием. Из-за более стес­ненных условий водитель в городе испытывает значи­тельно более высокое, напряжение, чем при работе на загородных дорогах. Несмотря на то что средняя скорость движения транспортных средств в городах по сравнению с за­городными дорогами меньше почти наполовину. водителю приходится выполнять в 3 раза больше управляющих действий. причем темп их бывает настолько высок. что при отсутствии натренированности отдель­ные действия не выполняются. В городе водителю часто приходится воспринимать одновременно несколько значимых для него объектов (пешеходы. транспортные средства. средства организации движения, раз­нообразные помехи), на которых нужно концентриро­вать внимание. Как правило, многие из этих объектов ведут себя активно и действуют одновременно. Это приводит к увеличению времени реакции. особенно времени, расходуемого для оценки обстановки и вы­работки решения. На перекрестках водителю приходится восприни­мать и оценивать поведение одновременно нескольких транспортных средств и групп пешеходов. Некоторые перекрестки отличаются ограниченной обзорностью. На них неожиданно могут появиться новые транспор­тные средства. Ограниченные размеры отдельных перекрестков затрудняют или делают невозможным маневрирование грузовых автомобилей и автобусов.

Управление автомобилем в темное время сильно усложняется. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги и расположенных на ней объектов. Фары автомобиля освещают лишь ограниченный учас­ток дороги, причем объекты появляются в освещенной зоне внезапно и для опознания их требуется больше времени, чем днем. Время реакции водителя ночью увеличивается в среднем в 2 раза

В темное время суток в условиях недостаточной видимости почти невозможно цветоощущение предме­тов. Они отличаются не по цвету яркости. при­чем яркость объектов дорожной обстановки (транспор­тные средства. пешеходы) и контрастность их относи­тельно дороги сильно снижаются. Расстояние, на котором обнаруживаются транспортные средства ночью, сокращается почти. вдвое по сравнению со свет­лым временем. однако водителю кажется. что они находятся на большем расстоянии. Вообще в вечер­ние сумерки и на рассвете у многих водителей появ­ляется так называемый оптический обман. Контуры предметов расплываются, автомобили не белого и не ярко-желтого цветов сливаются с фоном и покрытием дороги. В свете фар искажаются предметы и неро­вности дороги.
Резкие и частые изменения освещенности и яркости предметов требуют непрерывной адаптации зре­ния, в результате глаза водителя быстро утомляются. Наибольшая опасность возникает при ослеплении водителя светом фар: видимость резко ухудшается. а зачастую и совершенно пропадает. Статистика показывает, что на темное время суток приходится почти половина всех ДТП с наиболее тяжелыми последствиями. Увеличение аварийности происходит, в частности, из-за ослабления контроля за движением.  Снижение интенсивности движения порождает у многих водителей уверенность, что мож­но двигаться с более высокой скоростью и более свободно маневрировать, чем днем. а ослабление кон­троля порождает чувство безнаказанности.

                    Тема: Управление автомобилем в транспортном потоке.
                    Изучить: - движение за автомобилем-лидером;
                                    - скорость движения при движении в транспортном потоке;
                                    - дистанция между транспортными средствами при движении
                                      в транспортном потоке;
                                   - интервалы между транспортными средствами в транспорт
                                     ном потоке при маневрировании, при движении в потоке с
                                     автопоездами, сочленёнными автобусами и трамваями;
                                   - меры безопасности и характерные ДТП при движении в
                                     транспортном потоке;
                                   - особенности управления автомобилем в населённых пунк
                                     тах и за их пределами;
                                   - движение в транспортном потоке в тёмное время суток и в
                                     условиях недостаточной видимости, в сложных условиях.

   Источник: Учебник водителя основы управления автомобилем., Интернет издания.

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога