16.06.2022.                                            Группа: 301.

                                                                Предмет: ОБД.

          Движение автомобиля с прицепом.

    Требования к уровню подготовки  водителя автопоезда в составе легкового автомобиля-тягача и прицепа Правилами дорожного движения не конкретизируются, то есть считается, что лицо, которое получило удостоверение водителя категории «В», имеет право такого управления. Водителям транспортных средств категорий «В», «С», и «Д» разрешается управлять этими транспортными средствами также с прицепом, полная масса которого не превышает 750 кг. К управлению транспортными средствами категорий «В», «С» и «Д» с прицепами, полная масса которых больше 750 кг., а также сцепленными автобусами допускаются водители, в удостоверении которых есть отметка категории «Е». Для управления сцепленным троллейбусом в графе «Особые отметки» должна быть отметка о праве управления им, а также водитель этого транспортного средства должен иметь специальный допуск, который выдается соответствующим трамвайно-троллейбусным управлением.

    Правила дорожного движения регламентируют, что эксплуатация составов транспортных средств в составе автомобиля, трактора или другого тягача и прицепа разрешается лишь при условии соответствия прицепа тягачу и выполнения требований относительно их эксплуатации.   
   Движение на автомобиле с прицепом отличается особенностями, без знания которых водитель рискует подвергнуть себя и других участников движения опасности. В основном это касается тех прицепов, которые разрешено перевозить за автомобилями категории В: одно- или двухосных прицепов массой до 750 кг, не оборудованных тормозами. Они ухудшают управляемость и обзор, а также специфически реагируют на маневры. Водитель должен знать, что на поведение прицепа в значительной степени влияет его правильная загрузка. Критически важно, чтобы груз равномерно размещался на прицепе, а центр тяжести груза и прицепа находился в районе оси. Если больше загрузить заднюю часть прицепа, то он, как рычаг, будет приподнимать заднюю ось буксирующего автомобиля, ухудшая управляемость за счет уменьшения сцепления задних колес с дорогой. Если же груз в прицепе будет сосредоточен в передней части, то произойдет обратная ситуация: задняя ось машины прижмется к дороге сильнее, разгрузив передние колеса. Торможение ими станет менее эффективным, равно как и управляемость. Кроме того, известно, что при маневре с неравномерно загруженным прицепом последний имеет тенденцию к самопроизвольному рысканию с постоянно увеличивающейся амплитудой, приводящей в итоге к опрокидыванию. Высокое размещение груза в прицепе не рекомендуется, поскольку это приводит к высокому центру тяжести прицепа, что уменьшает боковую устойчивость и может вызвать опрокидывание прицепа на повороте. В случае необходимости перевозки груза его нужно, прежде всего, разместить в автомобиле, так как при загруженном прицепе и не загруженном автомобиле недостаточно сил сцепления для создания необходимой силы тяги и тормозной силы. При загрузке прежде всего следует разместить груз в багажнике автомобиля-тягача.  Поэтому правильной загрузке прицепа стоит уделять пристальное внимание. Вовремя движения автомобиля с прицепом водитель должен постоянно контролировать крепление и размещение груза в прицепе. Смещение груза может вызвать смещение центра тяжести прицепа, стать неожиданным для водителя и сделать невозможным правильный выбор скоростного режима движения. С целью уменьшения аэродинамических эффектов и повышения экономичности перевозок груз в прицепе можно обвязать брезентом.
   Перед началом движения автомобиля с прицепом водителю необходимо проверить состояние крепления сцепного устройства, фиксацию предупредительных цепей и работу световой сигнализации (синхронизацию сигналов поворота и стоп-сигналов).
    При движении с прицепом стоит в первую очередь помнить об очевидном: вы управляете не просто автомобилем, к массе которого уже привыкли, а настоящим «автопоездом», который тяжелее. Это влияет как на разгонную динамику, так и динамику торможения. При выполнении любых маневров с прицепом стоит начинать делать все раньше, чем обычно, — и тормозить, и разгоняться. Снижение эффективности торможения также накладывает ограничения на величину максимально допустимой скорости, которая для легкового автомобиля с прицепом составляет 80 км/ч на всех дорогах вне населенных пунктов. Снижение максимально допустимой скорости с прицепом также обусловлено  самопроизвольной раскачкой, вероятность которой растет с увеличением скорости. Во время выполнения маневров автомобилем с прицепом водитель должен учитывать изменение динамического коридора автопоезда по сравнению с одиночным автомобилем.  Гибкая сцепка вносит свои нюансы в торможение. С прицепом делать это нужно всегда плавно, вне зависимости от загрузки. При резком торможении автомобиля прицеп, не оснащенный тормозами, стремится из-за инерции обогнать тягач. А поскольку дышло и тягово-сцепное устройство не дают ему этого сделать, прицеп уходит в занос, опрокидываясь или ударяя автомобиль.
    Важно помнить о прицепе при поворотах. Сброс скорости должен быть выполнен строго до вхождения в поворот. Торможение с прицепом в повороте чревато заносом и опрокидыванием последнего. К такому же финалу приводит и слишком высокая скорость вхождения в поворот. Маневрируя, необходимо тянуть прицеп за собой, не позволяя ему пытаться обогнать автомобиль и уйти в занос. Не менее важно помнить о том, что колеса прицепа движутся по меньшему радиусу поворота, чем колеса автомобиля, что приводит к «срезанию углов» прицепом. Это особенно важно при маневрировании в населенном пункте. Управление автомобилем с прицепом в населенном пункте утруднено интенсивностью транспортного потока, уменьшением дистанции между транспортными средствами, необходимостью постоянного маневрирования. Для выполнения маневра перестроения на соседнюю полосу необходимо заблаговременно включать сигнал соответствующего поворота и перестроиться лишь при наличии достаточной дистанции между транспортными средствами, которая превышает длину автомобиля с прицепом не менее, как в 5 раз. При повороте направо на перекрестке для предупреждения выезда прицепа на тротуар и совершения наезда на пешехода, водитель автомобиля должен придерживаться бокового интервала к тротуару не менее 1 – 1,5 м. При этом водитель должен постоянно контролировать правую сторону автомобиля, чтобы предупредить возможный наезд на велосипедиста или мотоциклиста, которые могут двигаться возле правого края проезжей части. Поэтому все повороты следует выполнять с запасом, по максимально большому возможному радиусу.
   Особенно стоит упомянуть езду с прицепом в обратном направлении. Не секрет, что многие автолюбители не очень уверенно ездят задним ходом и без прицепа. Поэтому правильная езда задним ходом с прицепом — в некотором смысле искусство, требующее определенных навыков и опыта. Залог успешного движения задом с прицепом — низкая скорость и постоянный контроль траектории прицепа при помощи автомобиля. Помните: при движении задним ходом, поворачивая руль, например, вправо, вы заставляете машину двигаться также вправо, тогда как прицеп шарнирно начинает двигаться влево. Именно на этом и основано управление прицепом при движении назад. Главное не торопиться: если вы понимаете, что прицеп едет не туда, куда нужно, стоит вернуться вперед в исходное положение. Нелишним при неуверенном маневрировании будет помощник, следящий за габаритами прицепа, что особенно важно, когда эти габариты превышают автомобильные.
В целом повороты с прицепом при движении задним ходом выполняются в два этапа: сначала вращением руля в сторону, противоположную необходимому повороту, задается правильная траектория для прицепа, затем колеса перекладываются в направлении поворота, задавая траекторию для всей сцепки. Если при маневрировании прицеп слишком сильно отклоняется от траектории, не стоит пытаться выправить ее задним ходом — сдайте обратно вперед и пробуйте снова, с исходной позиции. Поворачивать с прицепом, двигаясь назад, желательно влево при левостороннем расположении руля — так вы сможете контролировать движение сцепки и габариты в левое боковое зеркало машины, тогда как правая часть прицепа будет в мертвой зоне.
   Во время управления автомобилем с прицепом водитель должен знать, что тормозной путь автопоезда больше тормозного пути одиночного автомобиля, поскольку инерционная сила прицепа подталкивает автомобиль. Во время резкого торможения автопоезда сильные толчки прицепа могут вызвать занос автомобиля, поэтому использовать его можно лишь для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Если произошел занос прицепа следует отпустить педаль торможения, плавно увеличивая скорость, выровнять автопоезд. С целью предупреждения заносов не следует применять торможение на поворотах, при объезде препятствия, при встречном разъезде.
   При движении на подъем необходимо заблаговременно выбрать такую передачу, чтобы пройти его без переключения передач. Начиная движение на подъеме, чтобы предупредить скатывание назад и складывание автомобиля и прицепа, необходимо заблаговременно частично отпустить педаль сцепления еще до полного растормаживания колес.
   Прежде чем начать обгон, водитель автомобиля с прицепом должен убедиться, что дорога свободная на достаточном расстоянии, оценить скорость движения транспортных средств, чтобы иметь возможность безопасно завершить обгон с учетом габарита автопоезда.
   Правильная эксплуатация и маневрирование — залог безопасности при езде с прицепом. И конечно же важно использовать качественное тягово-сцепное устройство, способное обеспечить надежную сцепку и застраховать от неожиданного отсоединения прицепа.
   
Любая крупногабаритная и тяжелая техника, находящаяся в движении, значительно повышает уровень опасности на дороге. Управление грузовиком на трассе – трудный процесс. Чтобы водить фуру, надо обладать особыми навыками и знаниями, которые появляются лишь с опытом. К простым грузовым автомобилям относятся машины, грузоподъемность которых не превышает 3,5 тонн. Управление такими транспортными средствами идентично вождению легковушек. Простые грузовики мягко перемещаются по городу и перевозят негабаритную продукцию или стройматериалы.
    
Управление большой фурой включает в себя ряд особенностей. Для того чтобы  правильно зимой водить фуру, нужно освоить азы управления габаритными транспортными средствами. Движение необходимо начинать после прогрева двигателя до 70° и выше. Машина должна трогаться плавно, без рывков. В противном случае возникнет пробуксовка колес, увеличится износ шин, расход бензина станет не экономичным. Резкое начало движения на дороге с низким сцеплением (снег, гололед, влажная поверхность) приведет к пробуксовке колес. Если фургон груженый, то водителю следует начинать ехать только с первой передачи. С коробкой автоматической проще: не надо подбирать скорость вручную. При начале движения на подъем начинать выжимать сцепление нужно чуть раньше растормаживания автомобиля. Некоторые коробки передач автомобилей оснащены синхронизатором. Тогда переключать передачи необходимо по убыванию.
   
При переходе со второй передачи на первую надо дважды выключать сцепление с периодическим кратковременным нажатием на педаль управления подачи топлива. В противном случае шестерня может выйти со строя. Движение задним ходом можно начинать только после полной остановки автомобиля.
    
Выполняя поворот, следует помнить одно правило – прицеп постоянно смещается к своему центру, а соответственно радиус выполняемого маневра достаточно велик. Опасная ситуация в управлении чаще всего возникает при езде по городу: дороги не широкие и имеют небольшой радиус поворота. Некоторые модели прицепов и полуприцепов  оснащены поворачиваемыми колесами, позволяющими упростить процесс вождения.
   Управлять фурой, движущейся задним ходом, нелегко. Для этого нужна практика. Основная сложность – толкательная сила, которая постоянно уводит прицеп в сторону. Водитель должен внимательно следить за положением ведущих колес и направлять их. Быстро научиться управлять фурой, движущейся задним ходом, не получится. Для ускорения процесса желательно посмотреть обучающее видео или получить уроки мастерства у опытного специалиста.
   
Находясь за рулем, следует помнить, что остановка автомобиля в летний и зимний периоды имеют свои особенности. Осуществлять остановку автопоезда можно лишь на прямых участках трассы. При торможении на изогнутой дороге может возникнуть складывание или занос. Управляя грузовиком и готовясь к остановке, необходимо снижать скорость хода заблаговременно. Это даст запас тормозного пути. Важно учитывать качество дорожного покрытия и погодные условия. Так, к примеру, тормозной путь на влажной дороге будет гораздо выше, чем на сухом асфальте.
   
 Выполняя длительный подъем, необходимо заранее подобрать и включить ту передачу, на которой он будет выполняться. При спуске следует избегать разгона. Чем больше скорость – тем тяжелей остановить машину. При необходимости можно воспользоваться служебным торможением или снизить скорость путем понижения передачи на коробке.
   Основная составляющая безопасности движения на дороге – выбор скоростного режима.

   Тормозной путь грузовой машины, движущейся со скоростью 80 км/ч, от момента торможения до падения скорости до ноля  на барабанных тормозах составит 60 м, на дисковых – 45 метров. На тормозной путь влияет состояние шины, используемых покрышек и подвески.
   
При движении автотранспортного средства порой возникает ситуация, когда прицеп, который в разы тяжелее автомобиля, пытается сохранить траекторию движения независимо от того, куда направляется машина. Колеса начинают пробуксовывать, сцепление с дорогой ослабевает и прицеп «несет». Как следствие возникает эффект складывания – кабина поворачивает, а прицеп едет по прямой. На их возникновение влияет ряд факторов, в том числе и мастерство водителя по управлению грузовиком.
   
Каждое второе ДТП случается по вине водителя. Авария с участием автопоезда имеет ряд последствий, а порой и летальные исходы. Поэтому основная задача водителя – избежать опасных ситуаций на дорогах.
   
Для водителей фур был разработан ряд негласных правил:
- помните о том, что ваш автомобиль несет опасность иным участникам дорожного движения.
нужно иметь как можно больший обзор дороги, чтобы в случае возникновения сложной ситуации был запас минут, которые дадут время на маневр.
научитесь рассчитывать тормозной путь автомобиля с учетом дорожного покрытия.
следите за покрышками и тормозной системой. Их надлежащее состояние в разы уменьшает тормозной путь.

              Тема: Особенности управления автомобилем с прицепом.
              Изучить: - категории допуска водителей к управлению транспортными
                                 средствами с прицепом;
                              - проверка надежности крепления прицепа к автомобилю;
                              - условия загрузки прицепов;
                              - изменение динамического коридора транспортного средства с
                                прицепом;
                              - выполнение поворотов направо и налево;
                              - торможение автомобиля с прицепом;
                              - движение на подъём и на спуск автомобиля с прицепом.

     Источник: Учебник водителя, основы управления автомобилем., Интернет издания.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога