15.06.2022.                                        Группа: 301.

                                                            Предмет: ОБД.

       Движение в темное время и в условиях недостаточной                      видимости.
    
Управление автомобилем в темное время сильно усложняется. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги и расположенных на ней объектов. Фары автомобиля освещают лишь ограниченный учас­ток дороги, причем объекты появляются в освещенной зоне внезапно и для опознания их требуется больше времени, чем днем. Время реакции водителя ночью увеличивается в среднем в 2 раза. В темное время суток в условиях недостаточной видимости почти невозможно цветоощущение предме­тов. Они отличаются не по цвету яркости, при­чем яркость объектов дорожной обстановки (транспор­тные средства, пешеходы) и контрастность их относи­тельно дороги сильно снижаются. Расстояние, на котором обнаруживаются транспортные средства ночью, сокращается почти  вдвое по сравнению со свет­лым временем, однако водителю кажется,  что они находятся на большем расстоянии. В вечер­ние сумерки и на рассвете у многих водителей появ­ляется так называемый оптический обман. Контуры предметов расплываются, автомобили не белого и не ярко-желтого цветов сливаются с фоном и покрытием дороги. В свете фар искажаются предметы и неро­вности дороги. Резкие и частые изменения освещенности и яркости предметов требуют непрерывной адаптации зре­ния, в результате глаза водителя быстро утомляются. Наибольшая опасность возникает при ослеплении водителя светом фар: видимость резко ухудшается, а зачастую и совершенно пропадает. Статистика показывает, что на темное время суток приходится почти половина всех ДТП с наиболее тяжелыми последствиями.                Увеличение аварийности происходит, в частности, из-за ослабления контроля за движением. Снижение интенсивности движения порождает у многих водителей уверенность, что мож­но двигаться с более высокой скоростью и более свободно маневрировать, чем днем, а ослабление кон­троля порождает чувство безнаказанности.
  
Большую осторожность следует проявлять, если встречное транспортное средство следует с выклю­ченным светом или с одной включенной фарой. Не исключено, что навстречу движется автомобиль с неисправными фарами. Чтобы предупредить его, нужно увеличить интервал до полуторной ширины грузового автомобиля или приняв вправо, остановиться. Ночью сильно затрудняется оценка расстояния до встречного автомобиля и его скорости. Поэтому при наличии каких-либо признаков встречного автомоби­ля от намерения совершить обгон нужно отказаться. Приближаясь к обгоняемому автомобилю, нужно сме­нить дальний свет на ближний на расстоянии не менее 150 м от него. При этом дорога хорошо просматривается благодаря свету фар обгоняемого автомобиля. Дальний свет можно включить перед завершением обгона. При движении на неосвещенных дорогах большую опасность представляет транспортное средство, оста­новленное на проезжей части или вблизи ее. Поэтому даже для кратковременной остановки нужно старать­ся выезжать за пределы дороги. При движении по мокрой или грязной дороге не­обходимо периодически останавливаться и протирать лобовое стекло, фары, фонари указателей поворота и стоп-сигнала. Кроме того, для хорошей очистки лобо­вого стекла необходимо постоянно следить за состо­янием стеклоомывателя и щеток стеклоочистителя. Типичными ошибками малоопытных водителей при движении по незнакомым дорогам  являются потеря ориентировки и заезды на левую полосу или на пра­вую обочину. Удобнее и проще всего ориентироваться по линиям продольной разметки, ярким ограждениям по краям дороги, светоотражателям на ограждающих столбиках, а также по зеленым насаждениям, распо­ложенным в зоне света фар. При этом нужно пом­нить, что ограждающие столбики или светоотражате­ли, как правило, предупреждают о том, что в этом месте имеется опасность - поворот, насыпь, мост и т. п. По характеру света фар встречных автомобилей водитель может определять профиль дороги. Учитывая интенсивное утомление водителя при работе в темное время суток, желательно, чтобы про­должительность ее не превышала 6 ч. С целью вос­становления работоспособности нужно обязательно делать перерывы на 5-8 мин: первый после 2-3 ч движения, а последующие через 1-1,5 ч, причем отдых должен быть активным. Желательно также, чтобы после 4-5 ч движения перерыв был продолжитель­ный с приемом горячей пищи. После ночного рейса, как и перед ним, водителю необходим хороший отдых.
   При движении в тумане необходимо периодически включать стеклоочиститель, поскольку мельчайшие капельки влаги, оседая на ветровом стекле автомобиля, образуют тонкую пленку, которая сильно ухудшает видимость. Если туман не рассеивается на протяжении длительного времени, особенно в ночное время суток, стоит периодически останавливаться для отдыха и снятия нервного напряжения. Ни в коем случае нельзя пытаться как можно быстрее преодолеть местность, покрытую туманом, вопреки усталости, надежнее и безопаснее переждать туман, съехав с дороги.
  Даже при небольшом дожде стекла автомобиля нередко запотевают, видимость резко снижается, водитель вынужден отвлекаться от управления для протирки стекол. В темное время суток можно не сразу заметить, что стекла запотели, в то время как видимость падает до опас­ного предела. Для лучшей вентиляции салона (кабины) автомобиля можно приоткрыть боковое стекло, однако при этом возникает опасность быть облитым водой, разбрызгиваемой колесами встречного автомобиля.
 Во время дождя внешние световые приборы автомобиля покрывают­ся водно-грязевой эмульсией, поднимаемой в воздух колесами встреч­ных и попутных автомобилей, которая ухудшает освещение дороги и заметность автомобиля сзади. Помимо того, во время дождя снижается коэффициент сцепления ко­лос с дорогой, что может привести к сложным ситуациям на поворотах, при торможении и при движении с повышенной скоростью.
Вождение автомобиля ночью в осенне-зимний период: резко увеличивается количество аварий, связано это и с погодными явлениями и с тем, что на улице, по большей части, темно. Даже днем сохраняется легкий сумрак. Видимость в такой обстановке значительно снижена, искажается восприятие окружающих объектов, глаза быстрее устают. А в комплекте со скользким или мокрым асфальтом такая обстановка является напряженной. Поэтому необходимо подготовить машину к осеннему сезону и после смены резины обратить внимание на исправность осветительных приборов. Габариты, указатели поворотов, стоп-сигналы, повторители и сами фары – все должно быть в рабочем состоянии и протерто перед каждым отправлением.

   
Одним из условий, обеспечивающих безопас­ность движения, является возможность для всех его участников хорошо видеть дорожную обстановку. С этой целью транспортные средства оборудуются вне­шними световыми приборами, к которым относятся:
– фары ближнего и дальнего света;
– противотуманные фары и фонари;
– габаритные и стояночные огни;
– фары искатели и фары прожекторы;
– приборы световой сигнализации.
  
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены:
 
на всех механических транспортных средствах и мопедах
– фары дальнего или ближнего света;
– фонари (при их наличии);
 
на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах:
 – габаритные огни.

Дальний свет должен быть переключен на ближний:
– в населенных пунктах, если дорога освещена;
– при встречном разъезде на расстоянии не менее 150м до приближающегося транспортного средства, а также на ином расстоянии, если водитель встречного транспор­тного средства покажет необходимость этого периоди­ческим переключением фар;
– в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
  
При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения снизить скорость и остано­виться. Адаптация зрачка после ослепления длится значительное время – до десятков секунд. Для уменьшения отрицательных последствий ослепления водитель должен направить взгляд не на фары встречного автомобиля, а немного правее. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
 
Противотуманные фары могут использоваться:
– в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар;
– в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар.
  Начиная движение в темное время суток с хорошо освещенного участка (автозаправочной станции, гаража, освещенного двора и т.п.) или после стоянки, необходимо дать глазам привыкнуть к темноте на протяжении 1- 2 минут. 

 
При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен:
– на мотоциклах и мопедах;
– при движении в организованной транспортной колонне (на каждом транспортном средстве);
– на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе навстречу основному потоку движения:
– при организованной перевозке групп детей:
– при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
– при буксировке механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве);
- на всех транспортных средствах при движении за пределами населенных пунктов.

 
Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.
  
Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.
 
Опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.
 
Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета должен быть включен на транспортных средствах, выполняющих строительные, ремонтные или уборочные работы на дороге, при погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных, а также иных транспортных средств в предусмотренных законом случаях, а также на транспортных средствах при перевозке тяжеловесных, крупногабаритных или опасных грузов в случаях, предусмотренных правилами перевозки этих грузов.
  Каждый водитель должен усвоить такое правило: чтобы обеспечить относительную безопасность дорожного движения в темное время суток, необходимо придерживаться такой скорости движения, при которой остановочный путь был бы меньше расстояния видимости. Это значит, что водитель должен определить для себя оптимальную скорость движения с учетом дорожных и погодных условий, качеств своего транспортного средства и быть постоянно готовым в случае необходимости применить экстренные меры по управлению (торможение или маневрирование) для предотвращения возможного дорожно-транспортного происшествия. Водителю при движении в темное время суток в населенных пунктах и за их пределами необходимо учитывать и возможность появления «зрительных иллюзий» (это когда свет луны отбрасывает тень дерева у обочины на дорогу или свет фонаря отбрасывает тень столба у дороги на дорогу). Водителю в такой ситуации может показаться, что на дороге  яма, выбоина или лежит человек.

                         Тема: Управление автомобилем в тёмное время суток и в условиях
                                   недостаточной видимости.
                         Изучить: - управление автомобилем в условиях тумана;
                                         - управление автомобилем во время дождя или снегопада;
                                         - выбор режима движения в тёмное время суток и в усло
                                           виях недостаточной видимости;
                                         - маневрирование в тёмное время суток и в условиях
                                           недостаточной видимости;
                                         - трудности, возникающие при управлении  автомобилем
                                           в тёмное время суток;
                                         - особенности управления автомобилем в тёмное время
                                           суток при движении по городским и загородным дорогам.

        Источник: Учебник водителя, основы управления автомобилем, Интернет издания.  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога