04.06.2022.                                    Группа: 301.

                                                       Предмет: ОБД.

                  Управление автомобилем в особых условиях.

   Грунтовые дороги, за исключением песчаных, в сухом состоянии проходимы для автомобилей, однако для них характерно большое число поворотов, неро­вностей и различных препятствий. Более ровными являются полевые дороги. На лесных дорогах часто встречаются ямы, твердые корневища, непросыхаю­щие канавы. Как правило, сопротивление движению автомо6иля на грунтовой дороге больше, чем на до­роге с твердым покрытием. На гладкой дороге возможно движение со скоростью 50­ км/ч И даже более высокой. Однако чаще водите­ли ведут автомобили по грунтовой дороге на неболь­шой скорости в постоянной готовности к преодолению препятствий. Если выбоины на дороге расположены равномерно, то движение возможно без переключения передачи, однако непрерывно нужно корректировать траекторию движения рулевым колесом. Небольшие ямы выступы объезжают или пропускают между колесами. Большие ухабы, канавы и другие препятст­вия преодолевают на низших передачах. Глубокие канавы и кюветы преодолевают под прямым углом. Если их преодолевать под острым углом, из-за крена автомобиля возникнет неодинако­вая нагрузка на ведущие колеса неразгруженное колесо может пробуксовывать.

   Для преодоления неглубоких луж можно не сни­жать скорость, но предварительно нужно закрыть жалюзи. В глубоких лужах вода встречной волны может быть подхвачена лопастями вентилятора и разбрызгана в подкапотном пространстве. Такие места преодо­левают на небольшой скорости при включенной первой или второй передаче. Если двигатель остановится но попытаться запустить его не дадут желаемого резуль­тата, необходимо открыть капот и протереть или обдуть воздухом приборы зажигания, проветрить в течение 10-15 или подкапотное пространство, после чего двигатель должен работать исправно.
   На грунтовой дороге с накатанной ко­леей лучше всего двигаться по колее. Уплотненный на ее дне грунт способствует лучшему сцеплению и меньшему сопротивлению качению колес. Движение по колее осуществляется на одной из низших передач. - Частота вращения коленчатого вала должна быть несколько выше средней. но такой, что­бы можно было разогнаться для преодоления труд­нопроходимых участков. Изменять скорость, в том числе при торможении, надо плавно. переключение передач и остановка нежелательны. Не следует использовать колею на сильно увлаж­ненных и заболоченных участках, где обычно под верхним слоем находится разжиженный грунт. Сначала нужно убедиться в его проходимости. По такому участку автомобиль нужно вести по возможности быстрее, избегая крутых поворотов рулевого колеса. Нельзя допускать буксования колес, так как они могут зарыться в грунт. Если это произойдет, нужно оста­новиться и прежде, чем начинать движение, подло­жить под ведущие колеса хворост, сучья, жерди. Если нижние части автомобиля задевают грунт, необходи­мо при помощи домкрата или ваги поднять задний мост и подложить под колеса подручные материалы. Вагой может служить бревно длиной 3-4 м . Застрявший автомобиль можно вытащить при помощи лебедки, используя в качестве упора дерево, зарытый столб и т. п. Если на застряв­шем автомобиле отсутствует лебедка, вытащить автомобиль можно при помощи троса, прикрепленного одним концом к упору, а другим - к диску ведущего колеса.
   На заснеженных дорогах нужно двигаться только по накатанной колее. Даже небольшое отклонение от нее нежелательно, так как под снегом обычно скрыты край дороги, и разнообразные препятствия. Движение колес одного борта автомобиля по снегу может вызвать резкое увеличение сопротивления ка­чению. При этом возникает момент, способный раз­вернуть автомобиль. Короткие подъемы, покрытые глубоким снегом, лучше преодолевать с разгона. Перед спуском в глубоком· снегу предварительно нужно определить толщину покрова в низине, так как встрявший автомобиль будет трудно подавать назад. Для разъезда с встречными автомобилями выбирают более широкие участки дороги или места с не глубо­ким снегом. Разъезжаться нужно на небольшой ско­рости с соблюдением особой осторожности. На доро­гах с высокими сугробами, ограничивающими видимость, на поворотах подают. звуковые и световые сигналы, а скорость движения снижают до минимального.
   
Для работы в условиях бездорожья автомобиль должен быть оснащен дополнительным оборудовани­ем и средствами для повышения проходимости. Нужно иметь лопаты, второй домкрат, цепи противосколь­жения, топор, трос. На грузовых автомобилях нужно иметь кроме того, несколько прочных досок, деревян­ную вагу, песок, пилу. Цепи противоскольжения наде­вают при подходе к труднопроходимому участку. Дви­гаться с такими цепями по дорогам с твердым пок­рытием недопустимо, так как это приводит к пре­ждевременному изнашиванию шин и разрушению дорожного покрытия.
   
По пашне следует двигаться вдоль борозды или под острым углом к ней, а не поперек борозды Для движения по песчаной местности надо ста­раться использовать накатанную колею и выбирать такое направление движения, при котором исключа­лись бы крутые повороты и подъемы. Небольшие песчаные участки нужно преодолевать с разгона, а затяжные - на понижающей передаче при частоте вращения коленчатого вала двигателя выше средней.  Движение по песчаным буграм и барханам, а так­же по местности с солончаками можно начинать толь­ко после предварительной разведки.
   
Для движения па снежней целине нужно  выбирать возвышенные открытые участки местности, где снеж­ный покров менее глубокий чем в других местах. При этом нужно иметь в виду, что у подножия холма всегда бывает наибольшая глубина снега. При движении по песку или снежней целине дви­гатель работает с большими нагрузками, слегка пере­гревается, а давление масла снижается: Поэтому рекомендуется чаще проверять наличие охлаждаю­щей жидкости, уровень и давление масла. В случае перегрева необходимо остановить автомобиль и дать двигателю остыть.
   
Любой крутой поворот дороги, подъем или спуск повышают опасность движения автомобиля и услож­няют управление им. Перед крутыми поворотами, как правило, обзорность дороги ограничена. При повороте на автомобиль, водителя, пассажиров и груз действу­ют центробежные силы, в результате возможно нару­шение поперечной устойчивости. При прохождении закруглений дороги значительно увеличивается дина­мический габарит автомобиля, что создает опасность встречных разъездов. При движении автомобиля на подъеме или спуске на него действует скатывающая сила. Для преодоле­ния подъема водитель должен выбрать такой режим движения, при котором будет невозможной остановка автомобиля. На спуске скатывающая сила направле­на в сторону движения автомобиля, и водитель до­лжен действовать так, чтобы предупредить произволь­ный разгон. При прохождении крутых поворотов, затяжных подъемов и спусков водитель испытывает повышенное эмоциональное напряжение. Большую часть времени он сосредоточивает внимание на траектории и скорос­ти движения автомобиля, действии боковых сил, со­стояния проезжей части. В таких условиях затрудня­ется оценка поведения других участников движения. Управление автомобилем усложняется еще и тем, что практически каждый поворот или уклон дороги имеет свою специфику: крутизну, ширину проезжей части, покрытие, обзорность.
   
Основной мерой безопасности при прохождении крутых поворотов является снижение скорости дви­жения автомобиля, так как уменьшается вероятность заноса или опрокидывания и облегчается, возможность принятия необходимых мер при затрудненном встреч­ном разъезде. Под действи­ем центробежной силы даже на относительно пологом повороте из-за плохого сцепления шин с дорогой ав­томобиль сносит за пределы дороги . Скорость движения для прохождения правого поворота с ограниченным обзо­ром должна быть выбрана с учетом возможного  появления встреч­ного транспортного средства. Чем круче поворот и чем хуже качество и состояние покрытия, тем больше нужно снижать скорость движения. При оценке кру­тизны поворота легко допустить ошибку даже в слу­чаях, когда дорога просматривается на всем протя­жении. Встречаются закругления с переменным ради­усом, когда после относительно плавного входа в поворот крутизна неожиданно растет. Сильно иска­жается восприятие закругления при наблюдении за дорогой с относительно высокой точки. Если в процессе прохождения поворота возникает необходимость дополнительного снижения скорости, по избежание заноса нужно пользоваться двигателем, а не рабочими тормозами. Водитель должен умело вы­бирать момент начала снижения скорости перед вхо­дом в поворот, так как двигаться по криволинейному участку с заторможенными колесами опасно, Однако не следует начинать торможение слишком рано. Же­лательно завершать снижение скорости непосредствен­но перед началом вращения рулевого колеса. При прохождении поворотов водитель должен рас­пределять внимание так, чтобы оценивать траектории передних и задних частей автомобиля, а на закрытых поворотах, кроме того, нужно не упустить момент появления встречного транспортного средства. При повороте автомобиля на скользких участках водитель должен следить за движением колес, особенно, когда возникает необходимость торможения.
    При движении на подъём признаками опасности являются: сам подъем, ха­рактеризующийся определенной крутизной и протя­женностью,  выбоины и скользкие участки посередине дороги и у ее краев. Наиболее типичными ошибками водителей на дорогах с продольным уклоном являют­ся неправильные оценка крутизны уклона, характера и качества дорожного покрытия и выбор приема управления автомобилем. С разгона можно преодолевать короткие, хорошо просматриваемые подъемы. Причем разгонять авто­мобиль нужно интенсивно путем более быстрого, чем в равнинных условиях, увеличения частоты вращения коленчатого вала, но без рывков. Затяжные подъемы преодолевают на низших передачах, а при наличии на автомобиле раздаточной коробки или делителя ими при необходимости следует воспользоваться. Переда­чу выбирают в зависимости от крутизны подъема и массы автомобиля с таким расчетом. чтобы ее в процессе преодоления подъема не было нужды пере­ключать. Во время подъема скорость будет снижать­ся тем интенсивнее, чем круче подъем. Поэтому пере­дача должна быть такой, чтобы снижение скорости компенсировалось дополнительной подачей горючей смеси. Начинать движение на подъем нужно при положении педали управлении дроссельной заслон­кой, выжатой на 1/2-1/3 ее хода (чем круче подъем, тем больше запас).  Водитель, изменяя положение педали управления дроссельной заслонкой, корректирует скорость дви­жения, не допуская ее роста до опасных значений.
    Для преодоления затяжных и крутых спусков пе­ред спуском следует снижать скорость и включать необходимую передачу. Это правило особенно важно выполнять водителям грузовых автомобилей, автобу­сов и автопоездов большой массы. Выбирать переда­чу надо таким образом, чтобы двигатель работал на малых оборотах. На затяжных крутых спусках необ­ходимо включать такую же передачу. как и для пре­одоления подъема такой же крутизны. При остановке на крутых подъемах и спусках во избежание произвольного движения колеса автомоби­ля нужно упереть в бордюр, камень или другое пре­пятствие. включив заднюю или первую передачу и стояночный тормоз. Если на спуске или за ним обра­зовался затор. рекомендуется выбрать место для ос­тановки и дождаться освобождения дороги. При не­благоприятной погоде (сильный снегопад, ветер, туман) на крутых подъемах и спусках горных дорог благоразумнее всего проявить выдержку и не спе­шить. Дороги в горной местности характеризуются числом затяжных подъемов и спусков, крутыми поворотами малого радиуса с крайне ограниченной обзорностью. Горные дороги, как правило, проходят вплотную к отвесным скалам. с одной стороны и к обрыву с другой. Резкие колебания температуры воз­духа сопровождаются выпадением осадков. В горах следует двигаться на невысоких скоростях с соблюдением предельной осторожности. Переключа­ют передачи только на прямых участках дороги. В любых местах двигаться можно только по правой стороне. Очень опасен выезд на обочину у обрыва без следов других автомобилей. На мягких грунтах и на обочине, покрытой снегом, это часто грозит обвалом.
   Управление автомобилем на обледенелой дороге связано с предупреждением его буксования и заноса, съезда с дороги и даже опрокидывания. Начинать движение на таких дорогах нужно на второй или третьей передаче при малой частоте вращения колен­чатого вала. Включать сцепление, поворачивать руле­вое колесо, изменять положение педали управления дроссельной заслонкой, тормозить нужно как можно плавне, не выключая сцепление. при движении на поворотах торможение и увеличение частоты враще­ния коленчатого вала недопустимы. При заносе на повороте, если позволяет обстановка, можно выклю­чить сцепление и прекратить нажатие на педаль управления дроссельной заслонкой. Зимой на внешне чистой дороге могут неожиданно встретиться участки. покрытые ледяной или снежной коркой. Если водитель заметит впереди такой учас­ток, нужно немедленно снизить скорость. Торможение заканчивают до въезда на такой' участок, если даже скорость не удалось погасить. Особенно опасно тор­можение, когда лед окажется под колесами одного борта автомобиля. так как из-за большой разни­цы. тормозных сил автомобиль может резко развер­нуться. Обледенелые подъемы и спуски преодолевают на низших передачах. При буксовании автомобиля на подъеме рекомендуется включить передачу заднего хода, спуститься к основанию подъема, после чего предпринять новую попытку преодолеть подъем, но с более энергичным разгоном.
При продолжительной работе на участках скольз­кой дороги давление в шинах на не полностью гру­женых автомобилях можно уменьшить на 1/3.  Это увеличит площадь контакта шин с дорожным покры­тием, что несколько снизит опасность их скольжения.
   Для переезда реки вброд нужно обследовать. ее дно, глубину, твердость грунта" выявить наличие ям и больших камней. Признаками брода являются доро­ги, подходящие к реке с обеих сторон. уширение реки на ее прямом участке, пологие берега на изгибах реки, отсутствие растительности на берегах. Выбирая место переезда, нужно проверить брод, установить вешки для ориентирования  движения. Броды небольшой глубины (когда вода не доходит до лопастей вентилятора) преодолевают без предва­рительной подготовки автомобилей. Для легковых автомобилей предельная глубина такого брода равна 0,4-0,5 м, а для грузовых 0,6-0,8 м. Перед преодо­лением брода необходимо закрыть жалюзи. Ехать нужно равномерно на первой передаче при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя, не останавливаясь и не снижая оборотов, иначе вода может проникнуть в глушитель а потом и в двигатель. Перед выездом на противоположный берег частоту вращения коленчатого вала плавно, увеличивают. После переправы необходимо просушить фрикционные на­кладки тормозов,  для чего выполняют несколько лег­ких торможений рабочим тормозом. Для преодоления брода повышенной глубины дви­гатель, агрегаты и узлы автомобиля герметизируют специальными приспособлениями пластилином или замазкой, изоляционной лентой, солидолом.
    Если толщина льда для переправы недостаточна, при необходимости можно укладывать на лед дере­вянные настилы. Полоса перегрузы должна быть рас­чищена от снега.
 Движение по льду производится с открытой двер­цей кабины водителя, людей из кузова и кабины высаживают. Двигаться нужно плавно со скоростью не более 10. км/ч без резких поворотов, торможения, переключения передач и остановок. При появлении треска, сильного прогиба льда или при появлении воды на поверхности льда скорость движения плавно увеличивают. Не рекомендуется двигаться на автомо­биле по льду весной при начавшемся разрушении льда.
   Тяжелые ДТП происходят на железнодорожных переездах. Основными их причина ми являются недо­оценка водителями опасности, которую представляет собой переезд, и грубые нарушения требований без­опасности, предписанных Правилами. Статистика аварийности на переездах показывает, что работники охраны железнодорожных переездов часто допускают разнообразные нарушения: не вклю­чают предупредительную сигнализацию, не закрыва­ют или не открывают шлагбаум или делают это с опозданием, не контролируют исправность сигнальной аппаратуры. Поэтому к не горящим огням или откры­тому шлагбауму водителю нужно относиться с сомне­нием, особенно если видимость колеи железной доро­ги ограничена . Подъезжая к железнодо­рожному переезду, нужно заблаговременно снизить скорость, а при ограниченном обзоре железнодорож­ной колеи остановиться. Прежде чем пересекать железнодорожный пере­езд, водителю нужно обратить внимание на наличие на нем дефектов покрытия или настила, неровностей, которые могут послужить причиной задержки. Чтобы избежать остановки на рельсах, нужно включить понижающую передачу. Если впереди движется автомобиль, нужно установить такую дистанцию, чтобы в случае остановки его можно было объехать. При приближении к железнодорожному переезду на ветках местного значения возможно появление локомоти­ва или дрезины, у которых отсутствует или не вклю­чен головной прожектор, что затрудняет их своевременное обнаружение.

   Мосты и подъезды к ним следует рассматривать как опасные участки на дороге, требующие от водителей соблюдения мер предосторожности. Отсутствие обочин на мостах создает у водителей впечатление значительного сужения. Поэтому,  несмотря на то, что проезжая часть на всех автомобильных мостах не­сколько шире, чем на прилегающем участке дороги, водители стремятся прижаться к осевой линии, что часто затрудняет встречный разъезд. Во многих случаях подъезды к мостам выполняют под углом. Чем круче такая кривая, тем большую опасность представляет она для въезжающих на мост и съезжающих автомобилей. В месте соединения про­езжих частей прилегающих дорог с мостами часто бывают ямы, колдобины, неровности. Кроме того, перед въездом на многие мосты, обзорность ухудшена. Поэ­тому на подходах к большинству мостов скорость движения должна быть заблаговременно снижена до безопасных пределов. Двигаться по мосту нужно с постоянной скоростью, соблюдая безопасную дистанцию. С наступлением холодов при въезде на мост надо остерегаться гололедицы, хотя ее еще может не быть на полотне дороги. Это объясняется тем, что пролет­ные строения моста быстро охлаждаются. Обледене­нию способствует также повышенная влажность воз­духа от испарения воды. На автомобильных дорогах с твердым покрытием мосты построены капитально, и об их грузоподъем­ности, если она ограничена, судят по дорожным зна­кам. На грунтовых дорогах часто встречаются дере­вянные мосты, состояние и грузоподъемность которых нигде не обозначены. Прежде чем выезжать на такой мост, водитель должен остановиться, тщательно ос­мотреть подъезды к нему, убедиться в его прочности и определить грузоподъемность. Грузоподъемность деревянного моста определяют по размеру пролета между сваями, по толщине свай, насадок, прогонов и настила. При этом учитывают состояние отдельных деталей моста.
   Аварийная обстановка на развязке возникает из-за того. что водитель, проехав нужный ему поворот. выезжает на закрытые для движения в данном направлении ветви дорожной развязки. Водитель,  который по какой-либо причине не повернет на нужный ему съезд, должен следовать в прежнем направлении, как правило,  до следующей развязки. Скорость движения,  если она не ограничена дорожным знаком, нужно выбирать при подходе к пересеченную в зависимости от кривизны путепровода и видимости на нем.

При движении под мостами и путепроводами види­мость ухудшена, так как поле зрения сокращено опорами и пролетными строениями. Поэтому, проез­жая такие места, нужно придерживаться правого края проезжей части. Путепровод создает впечатление большего или меньшего сужения в зависимости от соотношения ширины проезда под ним. Современные тоннели имеют достаточные размеры для движения транспортных средств и обозначены соответствующими дорожными знаками и вертикаль­ной разметкой. Однако на дорогах можно встретить тоннели с ограниченными размерами и без необходи­мого обозначения. В таких случаях водитель должен убедиться в безопасности, прежде чем начать движе­ние через тоннель.
    При буксировке  буксирующий автомобиль подают к месту сцепки задним ходом на минимальной скорости с таким рас­четом, чтобы при сцепке автомобили находились на одной прямой линии. Начинать движение необходимо плавно на первой передаче, причем при буксировании на гибкой сцепке перед началом движения  предварительно натягивают связую­щее звено. Буксируемый автомобиль нужно вести строго по колее буксирующего. Нужно стараться выдерживать скорость равномерно. Маршрут движе­ния выбирают с таким расчетом, чтобы по возможнос­ти избежать крутых поворотов. Резкое торможение при буксировке нежелательно, а для остановки ско­рость нужно снижать плавно постепенным переходом на понижающие передачи без применения рабочего тормоза. На подъемах и спусках останавливаться нежелательно. Водитель буксируемого автомобиля непрерывно наблюдает за движением и сигналами буксирующего,  причем сигналы указателя поворота он должен дублировать. Водитель должен стараться, чтобы трос был в натянутом состоянии, для чего надо подтормаживать  рабочим тормозом. Провисание троса приводит к рывкам, а иногда к его обрыву или повреждению сцепных устройств.

Если у буксируемого автомобиля рабочий тормоз имеет пневматический привод, двигатель его должен работать для поддержания давления воздуха в систе­ме. Такая необходимость отпадает: если буксирую­щий автомобиль имеет устройство для питания сжа­тым воздухом тормозной системы буксируемого авто­мобиля (KpA3-255). Не допускается длительная бук­сировка с неработающим двигателем автомобилей с гидроусилителем рулевого управления, так как при этом заметно увеличивается нагрузка на рулевой механизм.
   Организованная транспортная колонна может пред­ставлять собой группу транспортных средств или войсковое подразделение, выполняющие единую зада­чу по перевозке людей или грузов (перебазированию) возможно на значительные расстояния. Управлять транспортным средством в колонне сложнее, чем одиночным автомобилем. Двигаясь в строю на определенной дистанции, водитель не может самостоятельно выбирать режим движения и не имеет необходимой обзорности дороги. Он обязан строго соблюдать дисциплину и режим марша. Для управления колонной назначают старшего колонны, которому подчиняется весь личный состав колонны, а на каждом транспортном средстве назна­чают старшего машины. Старший колонны находится обычно на головном транспортном средстве. В целях оказания технической помощи в конце колонны передвижная мастерская или грузовой автомо­биль повышенной проходимости с запасными частями, запасом топлива, воды и эксплуатационных материа­лов. Каждому транспортному средству в колонне отводится определенное  место, которое может быть пронумеровано. Порядковый номер обычно наносят на борт или кабину или укрепляют на лобовом стекле. При трогании колонны и перед остановками головной автомобиль плавно изме­няет скорость, о чем его водитель может информиро­вать соответствующими сигналами. На  всех транспор­тных средствах при движении в светлое время суток независимо от условий видимости включается ближ­ний свет фар.  В колонне транспор­тные средства движутся одно за другим на строго определенной дистанции, заданной старшим колонны. Дистанция устанавливается из соображений безопас­ности и зависит от скорости, условий движения, пере­возимого груза, выполняемой задачи. Дистанцию в колонне нельзя менять: уменьшение ее приводит к возможному наезду на движущееся впереди транспор­тное средство, а при увеличении дистанции в разры­вы колонны могут вклиниться посторонние транспор­тные средства и колонна окажется разорванной. При движении по ровной, сухой дороге вне насе­ленных пунктов дистанцию обычно выби­рают равной скорости движения (в километрах в час). При движении колонны через населенные пункты дистанцию сокращают примерно в 2 раза. Иначе колонна может оказаться разорванной, и отдельные водители могут потерять ориентировку. На пыльных дорогах дистанцию устанавливают такой, чтобы каж­дое последующее транспортное средство колонны двигалось по отношению к впереди идущему на гра­нице пыльного облака. Двигаясь в колонне, все водители обязаны соблюдать Правила дорожного движения. На остановках (привалах) транспортные средства останавливают на дистанции, определенной старшим колонны, при аварийной остановке на всех транспортных средствах колонны включается аварийная световая сигнализация.  При движении ко­лонны более 7 ч организуют большой привал (2-3часа)  для отдыха и питания людей, дозаправки и обслужи­вания  автомобилей. После привала или остановки движение возобнов­ляют по команде (сигналу) старшего колонны. Тро­гаться с места все транспортные средства' должны одновременно, постепенно устанавливая необходимые дистанции.

 

                         Тема: Управление автомобилем в особых условиях.
                         Изучить: - управление автомобилем на полевых и лесных дорогах;
                                         - управление автомобилем в условиях бездорожья;
                                         - движение автомобилей по дорогам с накатанной колеёй;
                                         - движение через каналы, ямы;
                                         - движение по дорогам с низким коэффициентом сцепления
                                         - движение на спусках и подъёмах;
                                         - движение по косогорам;
                                         - буксировка транспортных средств;
                                         - движение по мостам, путепроводам и эстакадам, в тоннелях;
                                         - движение в организованной колонне.

        Источник: Учебник водителя основы управления автомобилем., Интернет издания.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога