04.06.2022. Группа: 301.
Предмет: ОБД.
Управление автомобилем в особых условиях.
Грунтовые дороги, за исключением песчаных, в сухом состоянии проходимы для автомобилей, однако для них характерно большое число поворотов, неровностей и различных препятствий. Более ровными являются полевые дороги. На лесных дорогах часто встречаются ямы, твердые корневища, непросыхающие канавы. Как правило, сопротивление движению автомо6иля на грунтовой дороге больше, чем на дороге с твердым покрытием. На гладкой дороге возможно движение со скоростью 50 км/ч И даже более высокой. Однако чаще водители ведут автомобили по грунтовой дороге на небольшой скорости в постоянной готовности к преодолению препятствий. Если выбоины на дороге расположены равномерно, то движение возможно без переключения передачи, однако непрерывно нужно корректировать траекторию движения рулевым колесом. Небольшие ямы выступы объезжают или пропускают между колесами. Большие ухабы, канавы и другие препятствия преодолевают на низших передачах. Глубокие канавы и кюветы преодолевают под прямым углом. Если их преодолевать под острым углом, из-за крена автомобиля возникнет неодинаковая нагрузка на ведущие колеса неразгруженное колесо может пробуксовывать.
Для преодоления неглубоких луж можно не снижать скорость, но предварительно нужно закрыть жалюзи. В глубоких лужах вода встречной волны может быть подхвачена лопастями вентилятора и разбрызгана в подкапотном пространстве. Такие места преодолевают на небольшой скорости при включенной первой или второй передаче. Если двигатель остановится но попытаться запустить его не дадут желаемого результата, необходимо открыть капот и протереть или обдуть воздухом приборы зажигания, проветрить в течение 10-15 или подкапотное пространство, после чего двигатель должен работать исправно.
На грунтовой дороге с накатанной колеей лучше всего двигаться по колее. Уплотненный на ее дне грунт способствует лучшему сцеплению и меньшему сопротивлению качению колес. Движение по колее осуществляется на одной из низших передач. - Частота вращения коленчатого вала должна быть несколько выше средней. но такой, чтобы можно было разогнаться для преодоления труднопроходимых участков. Изменять скорость, в том числе при торможении, надо плавно. переключение передач и остановка нежелательны. Не следует использовать колею на сильно увлажненных и заболоченных участках, где обычно под верхним слоем находится разжиженный грунт. Сначала нужно убедиться в его проходимости. По такому участку автомобиль нужно вести по возможности быстрее, избегая крутых поворотов рулевого колеса. Нельзя допускать буксования колес, так как они могут зарыться в грунт. Если это произойдет, нужно остановиться и прежде, чем начинать движение, подложить под ведущие колеса хворост, сучья, жерди. Если нижние части автомобиля задевают грунт, необходимо при помощи домкрата или ваги поднять задний мост и подложить под колеса подручные материалы. Вагой может служить бревно длиной 3-4 м . Застрявший автомобиль можно вытащить при помощи лебедки, используя в качестве упора дерево, зарытый столб и т. п. Если на застрявшем автомобиле отсутствует лебедка, вытащить автомобиль можно при помощи троса, прикрепленного одним концом к упору, а другим - к диску ведущего колеса.
На заснеженных дорогах нужно двигаться только по накатанной колее. Даже небольшое отклонение от нее нежелательно, так как под снегом обычно скрыты край дороги, и разнообразные препятствия. Движение колес одного борта автомобиля по снегу может вызвать резкое увеличение сопротивления качению. При этом возникает момент, способный развернуть автомобиль. Короткие подъемы, покрытые глубоким снегом, лучше преодолевать с разгона. Перед спуском в глубоком· снегу предварительно нужно определить толщину покрова в низине, так как встрявший автомобиль будет трудно подавать назад. Для разъезда с встречными автомобилями выбирают более широкие участки дороги или места с не глубоким снегом. Разъезжаться нужно на небольшой скорости с соблюдением особой осторожности. На дорогах с высокими сугробами, ограничивающими видимость, на поворотах подают. звуковые и световые сигналы, а скорость движения снижают до минимального.
Для работы в условиях бездорожья автомобиль должен быть оснащен дополнительным оборудованием и средствами для повышения проходимости. Нужно иметь лопаты, второй домкрат, цепи противоскольжения, топор, трос. На грузовых автомобилях нужно иметь кроме того, несколько прочных досок, деревянную вагу, песок, пилу. Цепи противоскольжения надевают при подходе к труднопроходимому участку. Двигаться с такими цепями по дорогам с твердым покрытием недопустимо, так как это приводит к преждевременному изнашиванию шин и разрушению дорожного покрытия.
По пашне следует двигаться вдоль борозды или под острым углом к ней, а не поперек борозды Для движения по песчаной местности надо стараться использовать накатанную колею и выбирать такое направление движения, при котором исключались бы крутые повороты и подъемы. Небольшие песчаные участки нужно преодолевать с разгона, а затяжные - на понижающей передаче при частоте вращения коленчатого вала двигателя выше средней. Движение по песчаным буграм и барханам, а также по местности с солончаками можно начинать только после предварительной разведки.
Для движения па снежней целине нужно выбирать возвышенные открытые участки местности, где снежный покров менее глубокий чем в других местах. При этом нужно иметь в виду, что у подножия холма всегда бывает наибольшая глубина снега. При движении по песку или снежней целине двигатель работает с большими нагрузками, слегка перегревается, а давление масла снижается: Поэтому рекомендуется чаще проверять наличие охлаждающей жидкости, уровень и давление масла. В случае перегрева необходимо остановить автомобиль и дать двигателю остыть.
Любой крутой поворот дороги, подъем или спуск повышают опасность движения автомобиля и усложняют управление им. Перед крутыми поворотами, как правило, обзорность дороги ограничена. При повороте на автомобиль, водителя, пассажиров и груз действуют центробежные силы, в результате возможно нарушение поперечной устойчивости. При прохождении закруглений дороги значительно увеличивается динамический габарит автомобиля, что создает опасность встречных разъездов. При движении автомобиля на подъеме или спуске на него действует скатывающая сила. Для преодоления подъема водитель должен выбрать такой режим движения, при котором будет невозможной остановка автомобиля. На спуске скатывающая сила направлена в сторону движения автомобиля, и водитель должен действовать так, чтобы предупредить произвольный разгон. При прохождении крутых поворотов, затяжных подъемов и спусков водитель испытывает повышенное эмоциональное напряжение. Большую часть времени он сосредоточивает внимание на траектории и скорости движения автомобиля, действии боковых сил, состояния проезжей части. В таких условиях затрудняется оценка поведения других участников движения. Управление автомобилем усложняется еще и тем, что практически каждый поворот или уклон дороги имеет свою специфику: крутизну, ширину проезжей части, покрытие, обзорность.
Основной мерой безопасности при прохождении крутых поворотов является снижение скорости движения автомобиля, так как уменьшается вероятность заноса или опрокидывания и облегчается, возможность принятия необходимых мер при затрудненном встречном разъезде. Под действием центробежной силы даже на относительно пологом повороте из-за плохого сцепления шин с дорогой автомобиль сносит за пределы дороги . Скорость движения для прохождения правого поворота с ограниченным обзором должна быть выбрана с учетом возможного появления встречного транспортного средства. Чем круче поворот и чем хуже качество и состояние покрытия, тем больше нужно снижать скорость движения. При оценке крутизны поворота легко допустить ошибку даже в случаях, когда дорога просматривается на всем протяжении. Встречаются закругления с переменным радиусом, когда после относительно плавного входа в поворот крутизна неожиданно растет. Сильно искажается восприятие закругления при наблюдении за дорогой с относительно высокой точки. Если в процессе прохождения поворота возникает необходимость дополнительного снижения скорости, по избежание заноса нужно пользоваться двигателем, а не рабочими тормозами. Водитель должен умело выбирать момент начала снижения скорости перед входом в поворот, так как двигаться по криволинейному участку с заторможенными колесами опасно, Однако не следует начинать торможение слишком рано. Желательно завершать снижение скорости непосредственно перед началом вращения рулевого колеса. При прохождении поворотов водитель должен распределять внимание так, чтобы оценивать траектории передних и задних частей автомобиля, а на закрытых поворотах, кроме того, нужно не упустить момент появления встречного транспортного средства. При повороте автомобиля на скользких участках водитель должен следить за движением колес, особенно, когда возникает необходимость торможения.
При движении на подъём признаками опасности являются: сам подъем, характеризующийся определенной крутизной и протяженностью, выбоины и скользкие участки посередине дороги и у ее краев. Наиболее типичными ошибками водителей на дорогах с продольным уклоном являются неправильные оценка крутизны уклона, характера и качества дорожного покрытия и выбор приема управления автомобилем. С разгона можно преодолевать короткие, хорошо просматриваемые подъемы. Причем разгонять автомобиль нужно интенсивно путем более быстрого, чем в равнинных условиях, увеличения частоты вращения коленчатого вала, но без рывков. Затяжные подъемы преодолевают на низших передачах, а при наличии на автомобиле раздаточной коробки или делителя ими при необходимости следует воспользоваться. Передачу выбирают в зависимости от крутизны подъема и массы автомобиля с таким расчетом. чтобы ее в процессе преодоления подъема не было нужды переключать. Во время подъема скорость будет снижаться тем интенсивнее, чем круче подъем. Поэтому передача должна быть такой, чтобы снижение скорости компенсировалось дополнительной подачей горючей смеси. Начинать движение на подъем нужно при положении педали управлении дроссельной заслонкой, выжатой на 1/2-1/3 ее хода (чем круче подъем, тем больше запас). Водитель, изменяя положение педали управления дроссельной заслонкой, корректирует скорость движения, не допуская ее роста до опасных значений.
Для преодоления затяжных и крутых спусков перед спуском следует снижать скорость и включать необходимую передачу. Это правило особенно важно выполнять водителям грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов большой массы. Выбирать передачу надо таким образом, чтобы двигатель работал на малых оборотах. На затяжных крутых спусках необходимо включать такую же передачу. как и для преодоления подъема такой же крутизны. При остановке на крутых подъемах и спусках во избежание произвольного движения колеса автомобиля нужно упереть в бордюр, камень или другое препятствие. включив заднюю или первую передачу и стояночный тормоз. Если на спуске или за ним образовался затор. рекомендуется выбрать место для остановки и дождаться освобождения дороги. При неблагоприятной погоде (сильный снегопад, ветер, туман) на крутых подъемах и спусках горных дорог благоразумнее всего проявить выдержку и не спешить. Дороги в горной местности характеризуются числом затяжных подъемов и спусков, крутыми поворотами малого радиуса с крайне ограниченной обзорностью. Горные дороги, как правило, проходят вплотную к отвесным скалам. с одной стороны и к обрыву с другой. Резкие колебания температуры воздуха сопровождаются выпадением осадков. В горах следует двигаться на невысоких скоростях с соблюдением предельной осторожности. Переключают передачи только на прямых участках дороги. В любых местах двигаться можно только по правой стороне. Очень опасен выезд на обочину у обрыва без следов других автомобилей. На мягких грунтах и на обочине, покрытой снегом, это часто грозит обвалом.
Управление автомобилем на обледенелой дороге связано с предупреждением его буксования и заноса, съезда с дороги и даже опрокидывания. Начинать движение на таких дорогах нужно на второй или третьей передаче при малой частоте вращения коленчатого вала. Включать сцепление, поворачивать рулевое колесо, изменять положение педали управления дроссельной заслонкой, тормозить нужно как можно плавне, не выключая сцепление. при движении на поворотах торможение и увеличение частоты вращения коленчатого вала недопустимы. При заносе на повороте, если позволяет обстановка, можно выключить сцепление и прекратить нажатие на педаль управления дроссельной заслонкой. Зимой на внешне чистой дороге могут неожиданно встретиться участки. покрытые ледяной или снежной коркой. Если водитель заметит впереди такой участок, нужно немедленно снизить скорость. Торможение заканчивают до въезда на такой' участок, если даже скорость не удалось погасить. Особенно опасно торможение, когда лед окажется под колесами одного борта автомобиля. так как из-за большой разницы. тормозных сил автомобиль может резко развернуться. Обледенелые подъемы и спуски преодолевают на низших передачах. При буксовании автомобиля на подъеме рекомендуется включить передачу заднего хода, спуститься к основанию подъема, после чего предпринять новую попытку преодолеть подъем, но с более энергичным разгоном.
При продолжительной работе на участках скользкой дороги давление в шинах на не полностью груженых автомобилях можно уменьшить на 1/3. Это увеличит площадь контакта шин с дорожным покрытием, что несколько снизит опасность их скольжения.
Для переезда реки вброд нужно обследовать. ее дно, глубину, твердость грунта" выявить наличие ям и больших камней. Признаками брода являются дороги, подходящие к реке с обеих сторон. уширение реки на ее прямом участке, пологие берега на изгибах реки, отсутствие растительности на берегах. Выбирая место переезда, нужно проверить брод, установить вешки для ориентирования движения. Броды небольшой глубины (когда вода не доходит до лопастей вентилятора) преодолевают без предварительной подготовки автомобилей. Для легковых автомобилей предельная глубина такого брода равна 0,4-0,5 м, а для грузовых 0,6-0,8 м. Перед преодолением брода необходимо закрыть жалюзи. Ехать нужно равномерно на первой передаче при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя, не останавливаясь и не снижая оборотов, иначе вода может проникнуть в глушитель а потом и в двигатель. Перед выездом на противоположный берег частоту вращения коленчатого вала плавно, увеличивают. После переправы необходимо просушить фрикционные накладки тормозов, для чего выполняют несколько легких торможений рабочим тормозом. Для преодоления брода повышенной глубины двигатель, агрегаты и узлы автомобиля герметизируют специальными приспособлениями пластилином или замазкой, изоляционной лентой, солидолом.
Если толщина льда для переправы недостаточна, при необходимости можно укладывать на лед деревянные настилы. Полоса перегрузы должна быть расчищена от снега. Движение по льду производится с открытой дверцей кабины водителя, людей из кузова и кабины высаживают. Двигаться нужно плавно со скоростью не более 10. км/ч без резких поворотов, торможения, переключения передач и остановок. При появлении треска, сильного прогиба льда или при появлении воды на поверхности льда скорость движения плавно увеличивают. Не рекомендуется двигаться на автомобиле по льду весной при начавшемся разрушении льда.
Тяжелые ДТП происходят на железнодорожных переездах. Основными их причина ми являются недооценка водителями опасности, которую представляет собой переезд, и грубые нарушения требований безопасности, предписанных Правилами. Статистика аварийности на переездах показывает, что работники охраны железнодорожных переездов часто допускают разнообразные нарушения: не включают предупредительную сигнализацию, не закрывают или не открывают шлагбаум или делают это с опозданием, не контролируют исправность сигнальной аппаратуры. Поэтому к не горящим огням или открытому шлагбауму водителю нужно относиться с сомнением, особенно если видимость колеи железной дороги ограничена . Подъезжая к железнодорожному переезду, нужно заблаговременно снизить скорость, а при ограниченном обзоре железнодорожной колеи остановиться. Прежде чем пересекать железнодорожный переезд, водителю нужно обратить внимание на наличие на нем дефектов покрытия или настила, неровностей, которые могут послужить причиной задержки. Чтобы избежать остановки на рельсах, нужно включить понижающую передачу. Если впереди движется автомобиль, нужно установить такую дистанцию, чтобы в случае остановки его можно было объехать. При приближении к железнодорожному переезду на ветках местного значения возможно появление локомотива или дрезины, у которых отсутствует или не включен головной прожектор, что затрудняет их своевременное обнаружение.
Мосты и подъезды к ним следует рассматривать как опасные участки на дороге, требующие от водителей соблюдения мер предосторожности. Отсутствие обочин на мостах создает у водителей впечатление значительного сужения. Поэтому, несмотря на то, что проезжая часть на всех автомобильных мостах несколько шире, чем на прилегающем участке дороги, водители стремятся прижаться к осевой линии, что часто затрудняет встречный разъезд. Во многих случаях подъезды к мостам выполняют под углом. Чем круче такая кривая, тем большую опасность представляет она для въезжающих на мост и съезжающих автомобилей. В месте соединения проезжих частей прилегающих дорог с мостами часто бывают ямы, колдобины, неровности. Кроме того, перед въездом на многие мосты, обзорность ухудшена. Поэтому на подходах к большинству мостов скорость движения должна быть заблаговременно снижена до безопасных пределов. Двигаться по мосту нужно с постоянной скоростью, соблюдая безопасную дистанцию. С наступлением холодов при въезде на мост надо остерегаться гололедицы, хотя ее еще может не быть на полотне дороги. Это объясняется тем, что пролетные строения моста быстро охлаждаются. Обледенению способствует также повышенная влажность воздуха от испарения воды. На автомобильных дорогах с твердым покрытием мосты построены капитально, и об их грузоподъемности, если она ограничена, судят по дорожным знакам. На грунтовых дорогах часто встречаются деревянные мосты, состояние и грузоподъемность которых нигде не обозначены. Прежде чем выезжать на такой мост, водитель должен остановиться, тщательно осмотреть подъезды к нему, убедиться в его прочности и определить грузоподъемность. Грузоподъемность деревянного моста определяют по размеру пролета между сваями, по толщине свай, насадок, прогонов и настила. При этом учитывают состояние отдельных деталей моста.
Аварийная обстановка на развязке возникает из-за того. что водитель, проехав нужный ему поворот. выезжает на закрытые для движения в данном направлении ветви дорожной развязки. Водитель, который по какой-либо причине не повернет на нужный ему съезд, должен следовать в прежнем направлении, как правило, до следующей развязки. Скорость движения, если она не ограничена дорожным знаком, нужно выбирать при подходе к пересеченную в зависимости от кривизны путепровода и видимости на нем.
При движении под мостами и путепроводами видимость ухудшена, так как поле зрения сокращено опорами и пролетными строениями. Поэтому, проезжая такие места, нужно придерживаться правого края проезжей части. Путепровод создает впечатление большего или меньшего сужения в зависимости от соотношения ширины проезда под ним. Современные тоннели имеют достаточные размеры для движения транспортных средств и обозначены соответствующими дорожными знаками и вертикальной разметкой. Однако на дорогах можно встретить тоннели с ограниченными размерами и без необходимого обозначения. В таких случаях водитель должен убедиться в безопасности, прежде чем начать движение через тоннель.
При буксировке буксирующий автомобиль подают к месту сцепки задним ходом на минимальной скорости с таким расчетом, чтобы при сцепке автомобили находились на одной прямой линии. Начинать движение необходимо плавно на первой передаче, причем при буксировании на гибкой сцепке перед началом движения предварительно натягивают связующее звено. Буксируемый автомобиль нужно вести строго по колее буксирующего. Нужно стараться выдерживать скорость равномерно. Маршрут движения выбирают с таким расчетом, чтобы по возможности избежать крутых поворотов. Резкое торможение при буксировке нежелательно, а для остановки скорость нужно снижать плавно постепенным переходом на понижающие передачи без применения рабочего тормоза. На подъемах и спусках останавливаться нежелательно. Водитель буксируемого автомобиля непрерывно наблюдает за движением и сигналами буксирующего, причем сигналы указателя поворота он должен дублировать. Водитель должен стараться, чтобы трос был в натянутом состоянии, для чего надо подтормаживать рабочим тормозом. Провисание троса приводит к рывкам, а иногда к его обрыву или повреждению сцепных устройств.
Если у буксируемого автомобиля рабочий тормоз имеет пневматический привод, двигатель его должен работать для поддержания давления воздуха в системе. Такая необходимость отпадает: если буксирующий автомобиль имеет устройство для питания сжатым воздухом тормозной системы буксируемого автомобиля (KpA3-255). Не допускается длительная буксировка с неработающим двигателем автомобилей с гидроусилителем рулевого управления, так как при этом заметно увеличивается нагрузка на рулевой механизм.
Организованная транспортная колонна может представлять собой группу транспортных средств или войсковое подразделение, выполняющие единую задачу по перевозке людей или грузов (перебазированию) возможно на значительные расстояния. Управлять транспортным средством в колонне сложнее, чем одиночным автомобилем. Двигаясь в строю на определенной дистанции, водитель не может самостоятельно выбирать режим движения и не имеет необходимой обзорности дороги. Он обязан строго соблюдать дисциплину и режим марша. Для управления колонной назначают старшего колонны, которому подчиняется весь личный состав колонны, а на каждом транспортном средстве назначают старшего машины. Старший колонны находится обычно на головном транспортном средстве. В целях оказания технической помощи в конце колонны передвижная мастерская или грузовой автомобиль повышенной проходимости с запасными частями, запасом топлива, воды и эксплуатационных материалов. Каждому транспортному средству в колонне отводится определенное место, которое может быть пронумеровано. Порядковый номер обычно наносят на борт или кабину или укрепляют на лобовом стекле. При трогании колонны и перед остановками головной автомобиль плавно изменяет скорость, о чем его водитель может информировать соответствующими сигналами. На всех транспортных средствах при движении в светлое время суток независимо от условий видимости включается ближний свет фар. В колонне транспортные средства движутся одно за другим на строго определенной дистанции, заданной старшим колонны. Дистанция устанавливается из соображений безопасности и зависит от скорости, условий движения, перевозимого груза, выполняемой задачи. Дистанцию в колонне нельзя менять: уменьшение ее приводит к возможному наезду на движущееся впереди транспортное средство, а при увеличении дистанции в разрывы колонны могут вклиниться посторонние транспортные средства и колонна окажется разорванной. При движении по ровной, сухой дороге вне населенных пунктов дистанцию обычно выбирают равной скорости движения (в километрах в час). При движении колонны через населенные пункты дистанцию сокращают примерно в 2 раза. Иначе колонна может оказаться разорванной, и отдельные водители могут потерять ориентировку. На пыльных дорогах дистанцию устанавливают такой, чтобы каждое последующее транспортное средство колонны двигалось по отношению к впереди идущему на границе пыльного облака. Двигаясь в колонне, все водители обязаны соблюдать Правила дорожного движения. На остановках (привалах) транспортные средства останавливают на дистанции, определенной старшим колонны, при аварийной остановке на всех транспортных средствах колонны включается аварийная световая сигнализация. При движении колонны более 7 ч организуют большой привал (2-3часа) для отдыха и питания людей, дозаправки и обслуживания автомобилей. После привала или остановки движение возобновляют по команде (сигналу) старшего колонны. Трогаться с места все транспортные средства' должны одновременно, постепенно устанавливая необходимые дистанции.
Тема: Управление автомобилем в особых условиях.
Изучить: - управление автомобилем на полевых и лесных дорогах;
- управление автомобилем в условиях бездорожья;
- движение автомобилей по дорогам с накатанной колеёй;
- движение через каналы, ямы;
- движение по дорогам с низким коэффициентом сцепления
- движение на спусках и подъёмах;
- движение по косогорам;
- буксировка транспортных средств;
- движение по мостам, путепроводам и эстакадам, в тоннелях;
- движение в организованной колонне.
Источник: Учебник водителя основы управления автомобилем., Интернет издания.
Комментарии
Отправить комментарий