01.02.2023. Группа: 510.
Предмет: Устройство и эксплуатация автомобилей.
Турбокомпрессор.
Многие дизельные двигатели оборудуют турбокомпрессорами - это устройство, которое позволяет примерно на 30% увеличить мощность мотора, при этом отсутствует необходимость физически увеличивать объём цилиндров. Такие агрегаты установлены практически на всех современных автомобилях, вне зависимости от типа используемого топлива. Агрегат состоит из двух устройств — турбины и компрессора. Задача первой преобразовывать энергию выхлопных газов, а второго — подавать сжатый воздух в цилиндры. «Крыльчатки» — главные составляющие части этой системы, представляют собой два лопастных колеса (компрессорное и турбинное).
Компрессор — это насос, его единственная задача заключается в подаче сжатых атмосферных воздушных масс в цилиндры. Кислород необходим для сжигания топлива, чем больше его поступит, тем больше силовой агрегат сможет сжечь. В результате это приводит к значительному увеличению мощности двигателя без физического увеличения объёма или количества цилиндров. Система турбонаддува состоит из следующих компонентов:
- корпус компрессора;
- корпус турбины;
- корпус подшипников;
- компрессорное колесо;
- турбинное колесо;
- ось или вал ротора.
В турбонаддуве основным элементом выступает ротор, который защищается корпусом и крепится к специальной оси. И сам ротор, и корпус турбины изготавливаются из термостойких сплавов — это необходимо из-за того, что они находятся в постоянном контакте с газами высокой температуры.
Ротор и крыльчатка вращаются в разных направлениях с большой скоростью — такое решение обеспечивает их плотный прижим друг к другу.
Принцип работы в следующем:
- Отработанные газы поступают в выпускной коллектор,
- Затем — в специальный канал, расположенный в корпусе нагнетателя, который выполнен в форме улитки;
- В «улитке» газы разгоняются до большой скорости и подаются на ротор.
Благодаря такому принципу и обеспечивается вращение турбины. Что касается оси турбонагнетателя, то она крепится на специальных подшипниках скольжения и смазывается за счёт поступления жидкости из моторного отсека. Утечка смазочной жидкости предотвращается благодаря наличию прокладки и уплотнительным кольцам. Кроме того, дополнительную герметизацию обеспечивают смешанные и отдельные потоки отработанных газов и воздуха. Такое технологическое решение не обеспечивает гарантии в 100%, что выхлоп не попадёт в сжатый воздух, однако система этого и не требует.
Другие важные составляющие турбины:
- Интеркулер — устройство для охлаждения наддувочного воздуха. Он выполняет сразу две функции — препятствует детонации, появляющейся в последней стадии такта вследствие резкого увеличения температуры в рабочих секторах цилиндров, и не даёт уменьшиться плотности воздуха. В результате удалось сохранить работоспособность всей системы.
- Регулировочный клапан. Отвечает за поддержание заданного уровня давления, излишки давления поступают в приёмную трубу.
- Перепускной клапан. Используется для вывода излишних воздушных масс обратно во впускные патрубки — это нужно для снижения мощности при её избытке.
- Стравливающий клапан. Если дроссель закрывается и нет датчика массового расхода воздуха, клапан будет возвращать излишки воздуха обратно в атмосферу.
- Патрубки. Герметичные отрезки трубы. Одни используются для подачи воздуха, вторые для подачи смазочного масла.
- Выпускные коллекторы. Должны быть совместимы с турбокомпрессором.
При описании работы турбокомпрессора часто применяются термины:
- Турбоподхват — состояние, при котором быстро вращающийся ротор увеличивает подачу воздуха в цилиндры, благодаря чему повышается мощность силового агрегата.
- Турбояма — короткая задержка, которая возникает в работе турбины при повышении количества поступившего топлива во время нажатия педали газа. Задержка появляется из-за того, что ротору необходимо некоторое время, пока газы его не разгонят.
Турбонаддув повышает давление выхлопных газов за счёт более интенсивной работы мотора, но в то же время увеличивается и давление наддува. При достижении критических величин может произойти поломка, а потому этот процесс необходимо контролировать. За регулировку давления отвечают клапана, а мембрана и пружина следят за предельно допустимыми значениями. При достижении определённой величины мембрана открывает клапан для стравливания давления.
Работа турбины на дизельном двигателе нуждается в контроле давления, который осуществляется следующими процессами:
- если поступило слишком много воздуха, компрессор (используя клапан) освобождается от излишков;
- клапан стравливает давление в случаях, когда воздуха поступило слишком много — при этом агрегат работает стабильно и забирает ровно столько воздуха, сколько требуется.
Работа осуществляется по следующие схеме:
1. Компрессор нагнетает сжатый атмосферный воздух.
2. Воздушная масса смешивается с топливом и поступает в цилиндры.
3. Полученная топливно-воздушная смесь воспламеняется, что приводит поршни в движение.
4. Параллельно с этим процессом появляются отработанные газы, которые направляются в выпускной коллектор.
5. Скопившиеся в корпусе газы значительно увеличивают скорость.
6. Вращение переходит (по валу) на компрессорный ротор, он втягивает новую порцию воздуха.
Получается взаимодействие. Ротор вращается быстрее — больше поступает воздуха. Чем больше воздуха поступает — тем быстрее вращается ротор.
Как и любое устройство, у турбины есть свои положительные характеристики (которые были описаны выше), так и недостатки.
К минусам можно отнести в первую очередь увеличенный расход топлива, особенно это касается неправильно отрегулированных агрегатов.
Второй минус — чувствительность к качеству топлива, что особенно актуально в условиях эксплуатации. Дело в том, что некачественный дизель может привести к детонации.
Есть и другие недостатки:
- общее удорожание двигателя;
- повышенная требовательность к моторному маслу;
- масло и фильтры приходится менять чаще (примерно каждые 5-6 тыс. км);
- нужно часто менять воздушный фильтр;
- ресурс турбины на дизельном двигателе значительно ниже, чем на бензиновом (из-за более высокой температуры выхлопа);
- средний ресурс агрегата составляет 200-250 тыс. км, после чего потребуется замена или, как минимум, капитальный ремонт;
- достаточно сложный ремонт, провести его среднестатистическому автовладельцу самому не получится.
Плюсы всё-таки перевешивают минусы. В противном случае турбины не пользовались бы такой большой популярностью.
Основная причина поломок турбокомпрессора:
— это несвоевременное техническое обслуживание агрегата, его рекомендуется проводить минимум один раз в год.
— низкое качество масла, либо его несвоевременная замена.
— попадание в устройство посторонних предметов (например, мелких камушков).
— износ отдельных компонентов турбины, ведь у каждого оборудования есть свой срок эксплуатации.
Признаки, которые могут говорить о неисправности:
- Чёрный дым из выхлопной трубы. Топливо сгорает в интеркулере или нагнетающей магистрали. Скорее всего — неисправность системы управления.
- Сизый дым. Возможно, из-за нарушения герметизации турбины масло просачивается в камеру сгорания.
- Белый дым. Сливной маслопровод загрязнился, потребуется его чистка.
- Повышенный расход топлива. Воздух не доходит до компрессора.
- Увеличен расход масла. Нужно проверить стыки патрубков — возможно, нарушена герметичность.
- Уменьшение динамики разгона. Скорее всего вышла из строя система управления, из-за чего возник недостаток кислорода.
- Посторонний свист, скрежет или шумы. Это может быть изменение зазора ротора, дефект в корпусе, утечка воздуха между двигателем и турбиной, либо загрязнение маслопровода.
Всегда нужно соблюдать правила эксплуатации агрегата — это снизит вероятность появления поломки и продлит срок службы устройства. Следует придерживаться нескольких простых правил:
- следить за качеством топлива и масла;
- не забывать вовремя менять масло и фильтры;
- начинать движение только после того, как двигатель прогреется;
- после прекращения движения нужно дать мотору поработать на холостых, а не сразу его выключать;
- регулярно проходить ТО.
Если турбина сломалась, первое, что нужно сделать — провести диагностику. Причём чем раньше, тем лучше. Если вовремя заменить неисправную деталь, удастся избежать более серьёзных проблем. Следует отметить, что недостаточно знать, как работает турбина на дизеле — нужно идеально разбираться во всех её компонентах. Только обладая соответствующими навыками, опытом и оборудованием получится провести качественный ремонт.
Преимущества и недостатки турбонаддува:
1. Турбокомпрессор широко используется ввиду простоты конструкции и хороших эксплуатационных параметров. Турбонаддув позволяет увеличить мощность двигателя на 20-35%. Двигатель, вырабатывая повышенные крутящие моменты на средних и высоких оборотах, увеличивает скорость и экономичность автомобиля.
2. Турбокомпрессор в большинстве случаев не может быть причиной неисправностей двигателя, так как его работа зависит от работоспособности газораспределительной, воздушной и топливной систем.
3. Двигатель с турбокомпрессором имеет меньший выброс вредных газов в атмосферу, так как вырабатываются дополнительные выхлопные газы в двигатель. У сгораемого топлива становится меньше отходов.
4. Происходит экономия топлива на 5-20%. В небольших двигателях энергия сжигаемого топлива используется эффективней, увеличивается КПД.
5. На высокогорных дорогах такие двигатели работают более стабильно и с меньшими потерями мощности, чем их атмосферные аналоги.
6. Турбокомпрессор сам по себе является глушителем шума в системе выпуска.
У турбированных двигателей кроме возникновения явлений «турбояма» и «турбоподхват» есть и другие недостатки. Обслуживание их дороже в сравнении с «классическими». При эксплуатации приходится применять моторное масло специального назначения — его приходится регулярно менять. Двигатель с турбокомпрессором перед пуском должен несколько минут проработать на холостых оборотах. Также сразу не рекомендуется глушить мотор до остывания турбины.
Тема: Турбокомпрессоры.
Изучить: - назначение турбокомпрессоров на двигателях;
- принцип работы турбокомпрессора;
- устройство турбины;
- работа турбокомпрессора;
- положительные характеристики и недостатки турбокомпрессоров;
- основные причины неисправностей турбокомпрессора и признаки
неисправностей;
- правила эксплуатации турбокомпрессоров;
- преимущество и недостатки турбонаддува.
Источник: Устройство и эксплуатация автотранспортных средств., Интернет издания.
Комментарии
Отправить комментарий