26.04.2023. Группа: 406.
Предмет: Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Работы,
выполняемые при техническом обслуживании системы питания.
Техническое обслуживание карбюраторного
двигателя.
Техническое состояние системы
питания можно определить следующим образом: путем измерения расхода топлива и
сопоставления его с контрольным расходом; по содержанию окиси углерода в
отработавших газах; испытанием приборов системы питания на специальных
установках.
При контрольном осмотре проверяют
наличие подтеканий топлива, измеряют уровень топлива в баке (баках).
При ежедневном техническом обслуживании
проверяют крепление приборов системы питания, очищают их от грязи, пыли и
масла, проверяют осмотром герметичность системы питания. При работе автомобиля
в условиях повышенной запыленности воздуха снимают воздушный фильтр, разбирают,
промывают в керосине, продувают сжатым воздухом, смачивают фильтрующие
элементы масле и дают стечь маслу. После
сборки фильтр устанавливают на место, и в ванну корпуса заливают чистое масло
двигателя до определенного уровня (в зависимости от конструкции фильтра). При
необходимости бак (баки) заправляют топливом.
При ТО-1 проверяют работу двигателя
при различной частоте вращения коленчатого вала и при необходимости регулируют
карбюратор на устойчивую работу двигателя на режиме холостого хода, проверяют
исправность привода управления карбюратором, сливают отстой из
фильтра-отстойника и топливного бака, в холодное время года проверяют работу
пускового подогревателя.
При ТО-2 проверяют: крепление и
герметичность топливного бака (баков), соединений трубопроводов, карбюратора,
топливного насоса; исправность привода управления карбюратором; полноту
закрытия и открытия воздушной и дроссельных заслонок и при необходимое
устраняют неисправности; проверяют при помощи манометра работу топливного
насоса без снятия с двигателя; уровень топлива в поплавковой камере
карбюратора; легкость пуска работу двигателя. Кроме того, при необходимости
регулируют карбюратор на малую частоту вращении коленчатого вала (режим
холостого хода), промывают фильтрующий элемент и заменяют масло в воздушном
фильтре, снимают и промывают фильтр-отстойник и фильтр тонкой очистки топлива,
осматривают и при необходимое очищают отстойник топливного насоса от воды и
грязи, промывают клапан в пробке заливной горловины топливного бака и продувают
сжатым воздухом, при необходимости промывают топливный бак.
При СО (сезонном обслуживании)
промывают топливный бак (баки) и продувают сжатым воздухом топливопроводы;
проверяют уровень топлива в поплавковой камере карбюратора и при необходимости
проводят регулировку карбюратора.
Карбюратор является основным и наиболее
сложным прибором системы питания. Его техническое состояние непосредственно
влияет на состав горючей смеси, поступающей в двигатель. Поэтому поддержание
карбюратора в исправном состоянии – важнейшая задача ТО системы питания. ТО
карбюратора, помимо содержания его в чистоте как снаружи, так и внутри,
проверки креплений и подтекания топлива, включает целый ряд ответстственных
проверочно-регулировочных работ, выполнение которых связано с применением
специальных приборов.
К работам по ТО карбюратора, для
выполнения которых не требуется снимать с двигателя, относятся: регулировка
привода управления карбюратором; проверка и регулировка основных дозирующих
устройств; проверка герметичности элементов карбюратора.
К работам по ТО карбюратора,
связанным со снятием его с двигателя и разборкой, относятся следующие проверки:
жиклеров карбюратора; упругости пластин блока диффузора; подачи ускорительного
насоса, а также проверка и регулировка уровня топлива в поплавковой камере
карбюратора.
Регулировка привода управления
карбюратором проводится для того, чтобы обеспечить открытие и закрытие
дроссельной и воздушной заслонок в соответствии с положением кнопок и педали
управления. Регулировка ножного привода управления дроссельной заслонкой
осуществляется изменением длины тяги в приводе к рычагу дроссельной заслонки
карбюратора. Регулировка ручного привода дроссельной заслонки осуществляется
изменением длины троса, идущего от кнопки управления заслонкой к рычажной системе
ножного привода. Привод воздушной заслонки должен быть отрегулирован так, чтобы
воздушная заслонка была полностью открыта при вдвинутой кнопке и полностью
закрыта при положении кнопки, вытянутой до отказа.
Проверка и регулировка дозирующих
устройств карбюратора заключаются в проверке уровня топлива в поплавковой
камере и регулировке частоты вращения коленчатого вала на режиме холостого
хода. При проверке карбюратора дополнительно проверяется герметичность
поплавка, игольчатого клапана, пропускную способность жиклеров. Кроме этого,
проводится ТО воздушного фильтра, топливного фильтра и ТО топливного насоса.
Техническое обслуживание дизельного
двигателя.
Своевременное выполнение ТО системы
питания дизеля обеспечивает ее бесперебойную работу, а также дизеля в целом.
При контрольном осмотре перед
выездом из парка, при ЕО проверяют наличие топлива в баках, нет ли подтеканий
топлива через приборы и трубопроводы топливной системы. Зимой после возвращения
из рейса топливные баки заправляют топливом, чтобы не допустить в них
конденсации влаги.
При ТО-1 осматривают и оценивают
состояние приборов систем подачи топлива и питания воздухом; герметичность их
соединений и при необходимости устраняют обнаруженные неисправности;
контролируют действие привода управления подачей топлива и при необходимости
регулируют; сливают отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива, для
чего вывернуть на два-три витка сливные пробки. В холодное время года отстой из
корпуса фильтра сливают ежедневно.
При ТО-2 выполняют следующее:
- проверяется крепления и
герметичность топливных баков, топливопроводов, топливных насосов, фильтров,
форсунок;
- исправность привода управления
подачей топлива;
- проверяют прохождение топлива от
бака к форсункам и при необходимости удаляют воздух из топливоподающей системы;
- после пуска двигателя регулируют
частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода и проверяют работу
двигателя;
- проверяют работу и при
необходимости регулируют топливный насос высокого давления и автоматическую
муфту опережения впрыскивания топлива, форсунки;
- проверяют герметичность соединений
впускного тракта от воздушного фильтра к двигателю и соединений системы выпуска
отработавших газов;
- снимают и промывают фильтры грубой
очистки;
- проверить состояние и действие
троса останова двигателя и троса ручного управления подачей топлива, устранить
неисправности;
- сменить фильтрующие элементы
фильтра тонкой очистки топлива, для чего:
- вывернуть на два-три витка сливные
пробки и слить топливо, затем завернуть пробки;
- вывернуть болты крепления колпаков
фильтра, снять колпаки и удалить загрязненные фильтрующие элементы; промыть
колпаки дизельным топливом;
- установить в каждый колпак новый
фильтрующий элемент;
- установить колпаки с элементами и
затянуть болты;
- пустить двигатель и убедиться в герметичности
фильтра.
Промывать фильтр грубой очистки
топлива в следующем порядке:
- вывернуть на два-три витка сливную
пробку и слить топливо из фильтра;
- вывернуть четыре болта крепления
стакана к корпусу фильтра и снять стакан вместе с фланцем;
- вывернуть фильтрующий элемент из
корпуса;
- промыть сетку фильтрующего элемента
и полость стакана дизельным топливом и продуть сжатым воздухом;
- надеть на фильтрующий элемент
уплотнительную шайбу, распределитель и ввернуть фильтрующий элемент в корпус;
- установить стакан и закрепить его
болтами, затянуть сливную пробку;
- прокачать топливную систему ручным топливоподкачивающим
насосом;
- пустить двигатель и убедиться в
отсутствии подсоса воздуха через фильтр.
Кроме перечисленных работ, при ТО-2
проверить состояние пластины тяги регулятора (в окне пластины не должно быть
глубоких канавок) и смазать распределительные краны топливных баков.
При проведении СО (сезонного
обслуживания):
– проверить и при необходимости
отрегулировать угол опережения впрыска топлива;
– прочистить уплотнительный чехол
педали управления подачей топлива;
– закрепить кронштейны крепления
топливных баков к раме;
– дополнительно осенью заменить масло
в корпусе муфты опережения впрыска топлива. Масло заливается в верхнее
отверстие до появления его из нижнего отверстия;
– проверить на стенде и провести
техническое обслуживание топливного насоса высокого давления;
– снять форсунки и проверить их на
герметичность, давление начала подъема иглы, качество распыления топлива. Для
этой цели используется специальный стенд.
Проверку и регулировку угла
опережения впрыска топлива выполнять в такой последовательности:
– выключить подачу топлива, поднять
кабину;
- снять крышку люка картера
сцепления;
– провернуть коленчатый вал ломиком
за отверстие на маховике до смещения меток на корпусах ТНВД и автоматической
муфты опережения впрыска топлива;
– провернуть коленчатый вал двигателя
на пол-оборота против направления вращения (по часовой стрелке, если смотреть
со стороны маховика);
– установить фиксатор маховика в
нижнее положение; провернуть коленчатый вал по направлению вращения до тех пор,
пока фиксатор не войдет в паз маховика. Если в этот момент метки на корпусах
ТНВД и автоматической муфте совместились, то угол опережения впрыска установлен
правильно. Если метки не совместились, то необходимо: ослабить верхний болт
ведомой полумуфты привода; поднять фиксатор маховика в верхнее положение;
– провернуть коленчатый вал на один
оборот и ослабить второй болт;
– установить фиксатор в нижнее
положение; провернуть коленчатый вал на один оборот, при этом фиксатор должен
войти в паз маховика;
– медленно провернуть муфту
опережения впрыска топлива до совмещения меток на корпусе насоса и ведомой
полумуфте; закрепить верхний болт полумуфты привода; поднять фиксатор в верхнее
положение и провернуть коленчатый вал на один оборот; закрепить второй болт;
– установить фиксатор маховика в
нижнее положение и провернуть коленчатый вал на один оборот до момента, когда
фиксатор войдет в паз маховика;
– проверить положение меток на корпусе
ТНВД и ведомой полумуфте. Если они совпали, то регулировка выполнена правильно;
– поднять фиксатор в верхнее
положение и установить крышку люка картера сцепления;
– опустить кабину и проверить работу
двигателя.
После установки угла опережения
впрыскивания топлива выполняют регулировку частоты вращения коленчатого вала.
Минимальную частоту вращения на режиме холостого хода двигателей ЯМЗ и др.
регулируют в пределах 450 – 550 мин-1, при упоре рычага управления
регулятором в болт. При ввертывании болта частота вращения увеличивается, при
вывертывании – уменьшается. Вначале частоту вращения коленчатого вала
постепенно снижают до появления неустойчивости. Затем корпус буферной пружины
ввертывают до повышения частоты вращения на 10 – 20 мин-1. Двигатель
должен устойчиво работать на режиме холостого хода с колебаниями частоты
вращения не более 15 мин-1. Устойчивость режима холостого хода
проверяют увеличением частоты вращения коленчатого вала до 1200 – 1300 мин-1
и резком отпускании рычага до упора в болт.
Проверку, регулировку и испытание
форсунок можно осуществить на работающем двигателе. Для чего поочередно
отключают подачу топлива в форсунку и следят за дымностью выходящих газов и
частотой вращения коленчатого вала двигателя. Если отключена исправная
форсунка, то работа двигателя изменяется (например, появляются перебои). С
отключением неисправной форсунки работа двигателя не изменяется. Неисправную
форсунку снимают с двигателя, проверяют, регулируют и испытывают на стенде.
Тема: Виды
и содержание работ, выполняемых при техническом обслуживании
системы питания
двигателя.
Изучить: - работы, выполняемые
при ЕО, ТО-1, ТО-2 системы питания карбюраторного
двигателя;
- работы, выполняемые при
сезонном обслуживании (СО) системы
питания
карбюраторного двигателя;
- регулировки
приборов системы питания карбюраторного двигателя;
- работы, выполняемые при ЕО, ТО-1, ТО-2
системы питания дизельного
двигателя;
- работы,
выполняемые при сезонном обслуживании (СО) системы питания
дизельного
двигателя;
- проверка
работы, регулировка и испытания приборов системы питания
дизельного
двигателя.
Источник: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей., Интернет издания.
Комментарии
Отправить комментарий