26.05.2023.                                              Группа: 406.

                Предмет: Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.      

Неисправности сцепления, их причины и способы устранения.

 

      При интенсивной эксплуатации автомобиля могут возникнуть различные неисправности сцепления. Различают неисправности сцепления и неисправности привода сцепления. К неисправностям сцепления относятся:
    - износ и повреждения накладок ведомого диска;
    - деформация ведомого диска;
    - замасливание накладок ведомого диска;
    - износ шлицев ведомого диска;
    - износ или поломка демпферных пружин;
    - поломка или ослабление диафрагменной пружины;
    - износ или поломка подшипника выключения сцепления;
    - износ поверхности маховика;
    - износ поверхности нажимного диска;
    - заедание вилки выключения сцепления.
      К основным неисправностям механического привода сцепления относятся:
    - заедание, удлинение или повреждение троса;
    - повреждение рычажной системы.
      К основным неисправностям гидравлического привода сцепления относятся:
    - засорение гидропривода;
    - нарушение герметичности системы (подтекание рабочей жидкости, наличие воздуха в системе);
    - неисправность рабочего цилиндра (повреждение манжеты).
      Износ и поломка конструктивных элементов сцепления происходят в основном из-за нарушения правил эксплуатации автомобиля: трогание с места на высоких оборотах, нога на педали сцепления во время движения. Одной из причин поломки или износа может стать предельный срок эксплуатации элементов сцепления. В большей степени это касается ведомого диска сцепления, имеющего ограниченный ресурс. При соблюдении правил эксплуатации данный элемент исправно служит свыше 100 тыс. км пробега. Причиной поломки сцепления может стать и низкое качество комплектующих. При покупке запасных частей предпочтение следует отдавать оригинальным деталям. Замасливание фрикционных накладок ведомого диска происходит при попадании на них масла вследствие износа или повреждения сальников двигателя или коробки передач.
      Неисправности сцепления хорошо диагностируются по внешним признакам. Вместе с тем, один внешний признак может соответствовать нескольким неисправностям сцепления. Поэтому конкретные неисправности сцепления устанавливаются, как правило, при его разборке.
      Характерные признаки неисправности сцепления:
    - неполное включение (пробуксовка);
    - неполное выключение (сцепление «ведет»);
    - резкое включение;
    - рывки при работе сцепления;
    - вибрация при включении сцепления;
    - шум при выключении сцепления.
      Неполное включение сцепления характеризуется запахом от горения фрикционных накладок ведомого диска, недостаточной динамикой автомобиля, перегревом двигателя, повышенным расходом топлива. Пробуксовка сцепления может быть вызвана отсутствием свободного хода педали сцепления, износом, короблением или замасливанием фрикционных накладок ведомых дисков, поломкой или ослаблением нажимных пружин и оттяжной пружины муфты выключения сцепления.
      Неполное выключение сопровождается затрудненным включением передач на работающем двигателе, шумом, треском при переключении передач, увеличением свободного хода педали сцепления. Неполное выключение сцепления возможно при увеличении свободного хода педали сцепления, короблении или перекосе дисков, заедании ведомых дисков, поломке фрикционных накладок, поломке отжимных рычагов. Кроме того, на автомобилях с гидроприводом сцепления неполное выключение сцепления может быть обусловлено попаданием воздуха в гидросистему, утечкой рабочей жидкости, разрушением резинового уплотнительного кольца толкателя поршня главного цилиндра.
      Резкое включение сцепления происходит при заедании муфты выключения сцепления на ведущем валу коробки передач, потере упругости или поломке нажимных пружин, износе или задире рабочих поверхностей нажимного диска или маховика, при износе фрикционных накладок ведомого диска или ослаблении заклепок. Нагрев деталей, шумы, вибрация и рывки происходят из-за износа, разрушения или недостаточной смазки выжимного подшипника, ослабления заклепок накладок ведомого диска, увеличенного зазора в сопряжении ступицы ведомого диска и шлицев ведущего вала коробки передач. Появление шипящего звука высокого тона свидетельствует о неисправностях подшипника. В таблице представлены основные признаки и соответствующие им неисправности сцепления. 

        Основные признаки и соответствующие им неисправности сцепления

Признаки  

Неисправности

Сцепление «ведет»

       Деформация ведомого диска.

       Износ шлицев ведомого диска.

       Износ или повреждение накладок ведомого диска.

       Поломка или ослабление диафрагменной пружины.

       Неисправность    рабочего     цилиндра.

       Засорение   гидропривода.

       Нарушение          герметичности     привода.

       Заедание, удлинение или повреждение троса. 

       Повреждение рычажной системы

Сцепление «буксует»

          Износ или повреждение накладок ведомого диска.

          Замасливание ведомого диска. 

          Поломка или ослабление диафрагменной пружины. 

          Износ рабочей поверхности маховика.

          Засорение   гидропривода.

          Неисправность    рабочего     цилиндра.

          Заедание     троса.

          Заедание вилки выключения сцепления

Рывки       при      работе

сцепления

          Износ или повреждение накладок ведомого диска.

         Замасливание ведомого диска. 

         Заедание ступицы ведомого диска на шлицах. 

         Деформация диафрагменной пружины. 

         Износ или поломка демпферных пружин.

         Коробление нажимного диска.

         Ослабление опор крепления двигателя

Вибрация при включении сцепления

         Износ   шлицев       ведомого диска.

         Деформация ведомого диска.

         Замасливание          ведомого диска.

         Деформация диафрагменной    пружины.

         Ослабление опор крепления двигателя.

 

.

Шум при выключении 

       Износ или повреждение выжимного подшипника

      Устранение неисправностей сцепления производится регулировкой, заменой изношенных или поломанных деталей и восстановлением герметичности и уровня рабочей жидкости гидропривода. При замасливании фрикционных накладок их промывают бензином. Ослабленные соединения подтягивают.
      Диагностика сцепления:
    -
Для начальной проверки необходимо надавить на педаль сцепления несколько раз при выключенном двигателе. При этом нужно прислушаться. Не специфичные посторонние звуки в движении педали, такие как скрип, щелчки, постукивание, могут сигнализировать о появившихся неисправностях.
    - Необходимо замерить рабочий ход педали. Для этого измеряется расстояние oт пола до педали в момент выключенного сцепления, а потом включенного. Разница в этих расстояниях и будет искомой величиной. 146 миллиметров – общеизвестный стандарт рабочего хода педали. Любые отклонения от этой величины могут означать неполадки в сцеплении.
    - Следующую проверку проводят при включённом двигателе на холостом ходу. Сначала выдавливают педаль сцепления до упора, затем нужно попытаться включить заднюю скорость коробки передач. Если слышен посторонний, хорошо выраженный звук в виде хруста или треска, значит, есть неисправность в нажимном или ведомом диске сцепления.
    - Если передачу совсем не удаётся включить, то значит, что система сцепления имеет серьёзные повреждения, и для её восстановления необходим ремонт. Это всё верно в случае, если коробка передач автомобиля работает стабильно. При запущенном двигателе нужно попеременно включать разные передачи. Неисправность в коробке передач выдаст резкий звук во время переключения. Но если старт автомобиля с места происходит рывками, то неисправно всё-таки сцепление.
    - Произвести диагностику сцепления также нужно и в движении. Для этого последовательно переключается скорость до 3-й передачи, а затем резко надавить на педаль газа. Если машина ускоряется не пропорционально увеличению оборотов – ещё один признак неисправности сцепления. Заметить это несложно.
      Обороты коленчатого вала по показаниям тахометра начнут быстро увеличиваться, но скорость автомобиля останется прежней. Если при нажатии сцепления, оно плохо действует, может появиться запах горелой резины. Запах появляется при сильном трении накладок на ведомом диске.

 

             Тема: Характерные неисправности сцепления, их признаки, причины возникновения
                        и способы определения.
             Изучить: - неисправности сцепления;
                             - основные причины неисправностей сцепления;
                             - признаки и причины неисправностей сцепления;
                             - диагностика сцепления.

          Источник: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей., Интернет издания.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога