22.06.2023. Группа: 511.
Предмет: Ремонт автомобилей.
Ремонт рамы грузового автомобиля и кузова легкового автомобиля.
Наиболее часто встречающиеся дефекты рам: трещины, погнутость элементов, ослабление заклепочных соединений и др.
Ремонт балок начинают с устранения их деформации в холодном состоянии правкой на прессе. Контроль при правке балок осуществляют линейками и шаблонами. При ремонте деталей рамы допускается заварка трещин или вырезка поврежденной части и приварка дополнительных ремонтных деталей (ДРД). Все сварные соединения выполняют встык или внахлестку при определенной последовательности наложения швов. При трещинах, проходящих через отверстия для заклепок крепления поперечин, вырезают поврежденный участок и приваривают ДРД, изготовленную из листовой стали СтЗ. Сварку балок рам ведут электродом УОНИ13/45 диаметром 4 мм постоянным током 130-150 А.
Сварочный шов и прилегающую к нему поверхность основного металла на ширине 20 мм очищают от шлака. Шов не должен возвышаться над поверхностью основного металла более чем на 2 мм. Сварочный шов и поверхность основного металла на расстоянии 3-4 мм по обе стороны от шва упрочняют наклепом пневматическим молотком. Изношенные отверстия заваривают и сверлят новые. Для предупреждения возникновения усталостных трещин кромки просверленных отверстий упрочняют раздачей шариком. Сборку рам выполняют с использованием гидравлической клепальной установки.
Контроль качества ремонта рамы заключается в проверке ее размеров и формы. Разница в длине диагоналей на отдельном участке рамы между двумя поперечинами не должна превышать 5 мм. Результаты измерений расстояний между лонжеронами рамы спереди и сзади не должны давать разницы более чем 4 мм. У собранной рамы отверстия в передних кронштейнах передних и задних рессор должны быть соосны. Скалки для кронштейнов передних рессор и для кронштейнов задних рессор должны одновременно проходить через отверстия правого и левого кронштейнов.
Разность стрел прогиба лонжеронов по вертикали одной рамы не должна превышать 6 мм. Кривизна вертикальной стенки лонжерона допускается не более 2 мм на длине 1 м, а на всей длине - не более 10 мм.
Окраску рам в зависимости от производственной программы осуществляют пневматическим распылением или при большой программе окунанием.
Чаще всего наблюдаются дефекты корпусных деталей: износ посадочных отверстий под подшипники и их стаканы, трещины в перемычках между отверстиями, износ установочных штифтов, повреждения резьбовых поверхностей.
Изношенные отверстия под подшипники (стаканы подшипников) растачивают, соблюдая межосевые расстояния, соответствующие техническим требованиям. Если предусматривается постановка (запрессовка) дополнительных колец, то диаметр отверстия увеличивают на 6 мм. По наружному диаметру эти промежуточные кольца обрабатывают так, чтобы их посадка была с натягом 0,035...0,095 мм. От проворачивания кольца закрепляют штифтами, клеевыми составами или электросваркой. При износе отверстий до 1,0 мм наносят гальванопокрытия (железнение).
Восстановление посадочных мест под подшипники в корпусных деталях возможно установкой стальных тонкостенных свертных втулок с последующим раскатыванием. Втулки изготавливают штамповкой или гибкой в валковом приспособлении из стальной холоднокатаной ленты толщиной 0,8... 1,7 мм. Для фиксации втулки применяют клеевой состав на основе эпоксидной смолы или клей ВС-10Т. Одним из возможных способов фиксации может быть следующий: на поверхности отверстия, расточенного под втулку, нарезают винтовую канавку с шагом 1 мм и глубиной 0,30...0,35 мм. После установки втулки в отверстие ее раскатывают при частоте вращения роликового раскатника 60...300 мин-1 и подаче 0,1...0,3 мм/об с охлаждением эмульсией или индустриальным маслом. Если последующее растачивание не предусматривается, то раскатник настраивают на размер, больший номинального на 0,03...0,05 мм.
Трещины в деталях из чугуна заваривают электродуговой сваркой в холодном состоянии проволокой ПАНЧ-11 или ПАНЧ-12, специальными электродами МНЧ-2, ОЗЧ-2, НЧ-ЗА, ЦЧ-4 и другими по технологии. Для заварки трещин в корпусных деталях используют и комбинированный способ — сварку с герметизацией полимерными материалами. Для этого после сварки шов и прилегающую к нему поверхность зачищают заподлицо с основным металлом и двукратно обезжиривают ацетоном. На обезжиренную поверхность наносят тонким слоем (до 1 мм) эпоксидный состав. Слой полимера обеспечивает хорошую плотность. Трещины и другие дефекты корпусных деталей из алюминиевых сплавов (картер маховика, картер коробки передач некоторых автомобилей и др.) устраняют газовой, электродуговой или аргонно-дуговой сваркой.
В корпусных конструкциях кузовов и кабин встречаются дефекты в виде коррозионных разрушений и трещин, пространственных отклонений расположения элементов кузова (кабины). Типовой технологический процесс капитального ремонта кузовов и кабин в сборе предусматривает разборку, полное или частичное снятие старой краски, дефектацию, ремонт составных частей или их замену, сборку, окраску и контроль качества.
При ремонте кузовов и кабин применяют различные способы устранения имеющихся на их поверхностях дефектов (деформаций и перекосов стоек, вмятин и выпучин панелей, пробоин, разрывов, трещин, разрушений сварных швов, коррозионных повреждений). Выбор рационального способа устранения дефектов определяется обеспечением требуемого уровня качества и экономической целесообразностью. Типовой технологический процесс ремонта корпуса кузова, имеющего различные дефекты, предусматривает правку панелей, удаление поврежденных участков корпусов, устранение трещин и разрывов, крепление дополнительных ремонтных деталей на места удаленных панелей, проковку и зачистку сварных швов, окончательную правку и рихтовку лицевых панелей.
Продукты коррозии и старую краску с поверхности кузовов и кабин снимают скребками или металлическими щетками с использованием смывок и преобразователей ржавчины, а также дробеструйным способом. Наибольшую эффективность дают дробеструйный способ и смывки, в основе действия которых лежат химические реакции металла, краски, ржавчины и раствора.
Корпусы кузовов и кабин проверяют с помощью контрольных шаблонов, по конфигурации похожих на сопрягаемую с корпусом деталь, а также кондукторов, позволяющих устанавливать пригодность деталей по геометрической форме. Наличие трещин и коррозии на корпусе выявляется визуально. Усталостные трещины в несущих элементах кузова требуют их замены.
Правка панелей с аварийными повреждениями предусматривает работы по вытягиванию, выдавливанию и выколачиванию деформированных частей кузова для придания им первоначальной формы и размеров.
Для эффективного проведения этих операций необходимо соблюдать следующие условия:
- растягивающее усилие должно быть приложено под тем же углом, под которым была приложена сила, вызвавшая повреждение;
- напротив точки приложения силы должна быть приложена противодействующая сила, с тем чтобы растяжение было регулируемым;
- должен быть предусмотрен контроль за процессом растяжения, а также за возможными попутными деформациями, вызванными растягивающим усилием.
Правку аварийных кузовов и кабин выполняют на специальных стендах.
Поврежденные участки кузовов удаляют газовой резкой или пневматическим резцом. Наибольшее распространение при ремонте кузовов имеет пневматический резец, так как обеспечивает высокую производительность труда и лучшее качество кромок в местах вырезки. Перед вырезкой дефектные участки размечают с помощью шаблонов и мела. Шаблоны по форме соответствуют ремонтным деталям, а по размерам - поверхности меньше ремонтных деталей на 25 мм по всему периметру.
При удалении дефектных участков кузова или кабины следует принять меры по предохранению корпуса от искажений геометрии из-за ослабления его жесткости и под действием собственной массы.
Неглубокие неровности можно править местным нагревом газовой горелкой до температуры 650...850 °С. Нагрев ведут с выпуклой стороны вмятины. Ширина зоны нагрева не должна превышать пятикратную толщину листа, а пятна нагрева должны располагаться по контуру выпуклости.
После подгонки и зачистки вырез приваривают по всему периметру. Трещины, разрывы, пробоины заваривают газовой сваркой или сваркой в среде углекислого газа (с помощью шланговых полуавтоматов: А-547, А-929) электродной проволокой Св-08ГС, Св-08Г2С, Св-18ХГСА диаметром 0,8...1,2 мм.
Места, подлежащие сварке, предварительно выправляют и зачищают. После наложения швов на лицевой поверхности зачищают швы заподлицо с основным металлом, используя электро или пневмошлифовальные машины.
После выполнения ремонтных работ проверяется их качество. Отремонтированные рамы, кабины, оперение автомобилей и кузова автомобилей грунтуют и окрашивают в соответствующий цвет.
Тема: Ремонт рамы грузового автомобиля и кузова легкового автомобиля.
Изучить: - ремонт рамы грузового автомобиля;
- ремонт корпусных деталей;
- способы устранения дефектов кабин и оперения грузовых автомобилей;
- ремонт кузовов и кабин легковых и грузовых автомобилей.
Источник: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей., Интернет издания.
Комментарии
Отправить комментарий