23.06.2023.                                              Группа: 511.

                                                   Предмет: Ремонт автомобилей.

            Типичные дефекты деталей управляемого моста. Ремонт управляемых
            и не ведущих мостов.

      Основные дефекты передних мостов: погнутость передней оси, поперечной тяги и поворотных рычагов, износ посадочного места передней оси под шкворень, шкворней и втулок под шкворни, посадочных мест под подшипники поворотных цапф, срыв резьбы. Износ деталей переднего моста нарушает установку передних колес, увеличивает односторонний износ резины на них и затрудняет управление автомобилем.
      Преждевременный износ деталей переднего моста вызывается несвоевременной смазкой, ездой на повышенных скоростях по неровной дороге.
      Перед снятием переднего моста с машины регулируют подшипники ступицы и замеряют зазор между втулкой и шкворнем. В грузовых автомобилях этот зазор определяют прибором, разработанным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта. Индикатор прибора закрепляют струбцинами на передней оси  автомобиля. При установке натяга индикатора переднюю ось поднимают так, чтобы колесо не касалось земли. Измерительный стержень индикатора подводят к нижней части опорного тормозного диска и устанавливают с натягом в три-четыре оборота стрелки. При медленном опускании передней оси до соприкосновения с землей индикатор покажет суммарный зазор. Сопряжение с зазором до 1,5 мм считается годным к дальнейшей эксплуатации, при большем зазоре сопряжение разбирают и ремонтируют.
      При разборке переднего моста автомобиля необходимо выполнить следующие операции:
    - отсоединить тяги рулевого управления;
    - расшплинтовать, отвернуть гайки и вынуть рычаги поворотных цапф;
    - освободить стремянки и снять рессоры;
    - снять колпаки, расшплинтовать и отвернуть гайки и снять ступицы с наружными коническими роликовыми подшипниками и тормозным барабаном;
    - разобрать и снять детали тормозного механизма;
    - отъединить от фланцев цапф защитные тормозные диски;
    - отвернуть автоматические масленки (сверху) и гайки, выбить стопоры шкворней, вынуть шкворни и отъединить от оси цапфы вместе с упорными шариковыми подшипниками передней оси.
      Передние мосты разбирают на специальных стендах или подставках. Для выпрессовки шкворней, шаровых пальцев, наружных и внутренних колец подшипников качения применяют съемники. Изношенные подшипники, пружины и пробки сочленений рулевых тяг не восстанавливают, а заменяют новыми.
      Изгиб и скручивание балки моста про­веряют на стенде, в приспособлении или при помощи линейки. Линейка имеет две шкалы, позволяющие производить отсчет показаний в градусах и минутах. Для опреде­ления прогиба в горизонтальной плоскости пальцы линейки устанавливают в отверстия под шкворни. При установке пальцев линейки в отверстия для клиновых стопоров шкворней определяют прогиб в вертикальной плоскости. Дефектную балку правят в холодном состоянии на стенде. Стенд позволяет пра­вить балку в различных плоскостях и прове­рять величины ее изгиба и скручивания. Изношенные площадки для крепления рес­сор восстанавливают наплавкой с последую­щей механической обработкой. Площадки должны лежать в одной плоскости в пределах 1,0 мм и быть перпендикулярны оси симметрии балки.
      Изношенные по высоте бобышки под шкворень ремонтируют фрезерованием до вы­ведения следов износа. Бобышки обрабатыва­ют одновременно двумя фрезами, выдерживая перпендикулярность оси под шкворень. Умень­шение высоты бобышек компенсируется при сборке переднего моста постановкой шайб.
      Отверстия под шкворень, имеющие неболь­шой износ, обрабатывают протяжкой под ре­монтные размеры. При этом устанавливают шкворни увеличенных диаметров При значи­тельных износах отверстия под шкворень вос­станавливают постановкой втулки с последу­ющей обработкой под номинальный или ремонтный размер. Изношенное отверстие под клиновой стопор обрабатывают разверткой под увеличенный ремонтный размер.
      Основными де­фектами поворотных цапф являются износы шейки под подшипник ступицы, кольца под сальник ступицы, отверстий во втулках, износ или срыв резьбы под гайку цапфы. Изношен­ные шейки под подшипники восстанавливают хромированием, осталиванием, металлизацией или наплавкой с последующей шлифовкой под номинальный размер. Поворотные цапфы с не­большим износом шеек хромируют, а с износом более 0,15 мм осталивают или наплавляют. Из­нос кольца под сальник ступицы переднего ко­леса устраняют хромированием или осталива­нием с последующей обработкой под номиналь­ный размер.
      Втулки шкворня с изношенными отверстия­ми заменяют новыми. После запрессовки от­верстия во втулках обрабатывают под номи­нальный или ремонтный размер. Резьбу под гайку цапфы восстанавливают наплавкой с последующим нарезанием резьбы номинально­го размера.
      Шкворни поворотных цапф из­нашиваются в местах установки поворотных цапф. Их восстанавливают хромированием или осталиванием. Толщина слоя хрома должна быть не более 0,15 мм с припуском на шлифо­вание 0,05—0,10 мм. При осталивании слой по­крытия должен быть не менее 0,3 мм. Обработ­ку завершают шлифованием шкворня под но­минальный или ремонтный размер.
      Сборка и регулировка переднего моста ведутся на стендах для разборки. Переднюю ось ставят на стенд.  Передние мосты грузовых автомобилей собирают в такой последовательности:
    - запрессовываются в проушины поворотных цапф с натягом 0,065—0,165 мм стальные втулки, залитые свинцовистой бронзой, и развертываются разверткой под размер шкворня
с учетом получения требуемого зазора;
    - устанавливаются и закрепляются гайками рычаги поворотных цапф;
    - надеваются на ось поворотные цапфы, устанавливаются шариковые упорные подшипники, вставляются шкворни, закрепляются стопорами и заворачиваются автоматические масленки;
    - собираются тормозные механизмы;
    - устанавливаются на шейки поворотных цапф отражатели, сальники и роликовые конические подшипники;
    - запрессовываются в ступицы кольца роликовых конических подшипников и приворачивается к фланцу ступицы тормозной барабан;
    - одеваются ступицы с тормозными барабанами на шейки цапф, устанавливаются роликовые конические подшипники и шайбы;
    - гайками регулируется затяжка подшипников;
    - перед установкой ступиц заполняется внутренняя полость смазкой;
    - заворачиваются контргайки, зашплинтовываются и устанавливаются колпаки;
    - прикрепляются к поворотным рычагам рулевые тяги и приворачиваются к площадкам передней оси рессоры.
    - проверяется правильность установки колес и регулируется угол их схождения и максимальный угол поворота. Определенный угол развала передних колес и угол поворота шкворня назад предусмотрены конструкцией передней оси и поворотных цапф.
      Угол развала передних колес проверяют специальным прибором или специально изготовленным приспособлением, можно также использовать большой угольник и линейку с делениями. Перед измерением должны быть отрегулированы подшипники ступиц колес и шины накачаны воздухом до нормального давления.
      Если развал колес не удовлетворяет техническим требованиям, переднюю ось и шкворневые соединения подвергают повторному ремонту, так как нарушение этого угла приводит к неравномерному износу шин передних колес.
      Схождение передних колес проверяют также на ровной площадке специальной линейкой при нормальном давлении в шинах. Линейку располагают впереди передней оси так, чтобы ее упоры прижимались к выпуклым частям шин на уровне горизонтальной плоскости, проходящей через оси колес, или концы ее цепочек касались площадки. В этом положении нулевое деление подвижной шкалы совмещают со стрелкой раздвижной телескопической трубы линейки. Затем перекатывают автомобиль вперед, чтобы линейка оказалась на таком же уровне сзади передней оси, и по шкале линейки отмечают схождение колес. Если этот размер выходит за пределы допускаемых значений, схождение регулируют изменением длины поперечной тяги.
      Максимальный угол поворота колес устанавливают специальными упорными болтами. Проверяют угол поворота специальным переносным прибором.
      У автомобилей с неразрезной передней осью углы развала колес и наклона шкворней не регулируются. У автомобилей с независимой подвеской углы развала регулируют поворотом эксцентриковых втулок. Максимальные углы поворота передних колес регулируют ограничительными болтами, которые ввернуты в поворотные рычаги и упираются при зависимой подвеске в кулаки переднего моста, а при независимой -- в выступы стоек подвески.
      Радиальный и осевой зазоры в шкворневых соединениях проверяют перемещением цапфы относительно бобышки передней оси. Для определения радиального зазора применяют индикаторный прибор КИ-4892 или приспособление НИИАТ Т-1. Домкратом  вывешивают переднее колесо, закрепляют стойку индикатора прибора на балке переднего моста, а ножку индикатора располагают горизонтально и упирают в нижнюю часть опорного диска тормоза. Затем опускают колесо на пол и по отклонению стрелки индикатора определяют величину зазора. Осевой зазор замеряют плоским щупом, вставляемым между верхней проушиной поворотной цапфы и бобышкой передней оси (колеса вывешивают). При необходимости величину зазора регулируют прокладками, сменой втулок, шкворней, поворотом шкворней и т. д.
      Зазор между кольцом подшипника и его гнездом в ступице, а также степень затяжки подшипника ступицы определяют покачиванием колес в поперечной плоскости после устранения люфта в шкворневом соединении. Если колесо вращается туго и тормозные колодки не заедают или при покачивании колеса чувствуется зазор, необходимо отрегулировать затяжку подшипников ступицы. Зазор регулируют, затягивая гайку подшипника ступицы до начала затрудненного вращения колеса в вывешенном состоянии, а затем отпускают до совмещения ее штифта с отверстием в замковой шайбе. При правильной регулировке колесо должно легко вращаться от усилия руки. Осевые перемещения не допускаются.

           Тема: Типичные дефекты управляемых и не ведущих мостов. Ремонт управляемых
                      и не ведущих мостов.
           Изучить: - типичные дефекты деталей управляемых мостов;
                           - последовательность разборки переднего управляемого моста;
                           - дефекты и способы их устранения деталей управляемых мостов;
                           - последовательность сборки переднего управляемого и не ведущего моста;
                           - проверка качества сборки и регулировка управляемого моста.

          Источник: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей., Интернет издания.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога