26.06.2023.                                                Группа: 510.

                                                Предмет: Устройство и эксплуатация автомобилей.

        Отопление и система вентиляции кабины, стеклоочиститель и
     стеклоомыватель.

     Вентиляция и отопление кабины предназначены для регулирования воздухообмена и температуры воздуха в салоне (кабине) автомобиля. При этом предусматривается система, препятствующая запотеванию и обмерзанию стекол. Многие современные автомобили, особенно легковые, оборудуются системами кондиционирования воздуха и системами «климат-контроль», позволяющими водителю и пассажиру чувствовать себя в таком автомобиле комфортно при любых погодных условиях.
    Отопление кабины грузовых автомобилей — жидкостное, от системы охлаждения двигателя, с принудительной подачей воздуха. Принцип действия отопителей одинаков у всех автомобилей. Отопитель кабины состоит из трубчато-пластинчатого радиатора, соединенного трубопроводами с системой охлаждения двигателя, электрического вентилятора, воздушного кожуха с заслонками, управляемыми рукояткой, воздухораспределительного канала, соединенного шлангами с соплами обдува ветрового стекла.
    По подводящему патрубку горячая жидкость (вода, тосол или антифриз) из системы охлаждения двигателя поступает в нижнюю часть радиатора отопителя, где отдает тепло для обогрева салона и по сливному патрубку из верхней части радиатора направляется во всасывающую полость жидкостного насоса системы охлаждения двигателя. Кран отопителя регулирует количество поступающей в радиатор жидкости из системы охлаждения двигателя и приводится в действие гибкой тягой от верхнего рычага на щитке привода под панелью приборов.
    Наружный воздух через решетку облицовочной панели кабины поступает к радиатору отопителя, нагревается и вентилятором через воздухораспределители подается по шлангам к соплам обдува ветрового стекла, к вращающимся дефлекторам на панели приборов и при поднятой заслонке распределителя к ногам водителя и пассажиров. Вращающиеся дефлекторы позволяют направлять воздушный поток на окна дверей, на водителя, пассажиров или дополнительно на ветровое стекло.
    Заслонки воздухораспределителя приводятся в действие гибкими тягами от двух нижних рычагов на щитке привода. Мощность воздушного потока, поступающего через радиатор отопителя в кабину (салон), регулируется переключением частоты вращения электродвигателя вентиляторов.
    Устройство и принцип действия отопителя салона легкового автомобиля аналогичен вышеописанному. Воздух поступает к радиатору отопителя через коробку  воздухопритока, а в нее снаружи через продольные отверстия воздухозаборной решетки капота.
    Крышка воздухопритока, управляемая рукояткой, позволяет регулировать количество поступающего воздуха. Принудительное нагнетание воздуха обеспечивается вентилятором осевого или центробежного типа. Количество поступающей в радиатор отопителя жидкости регулируется краном, который управляется рычагом.
    Воздух поступает в салон через верхние поворотные дефлекторы и воздухопроводы. При воздействии на рычаг закрывается или приоткрывается крышка воздухораспределителя, при этом воздух целиком поступает через дефлекторы (при закрытой крышке) или частично через воздухопровод к ногам водителя и пассажиров (при открытой крышке).
    При использовании системы отопления следует учитывать, что в современных автомобилях забор воздуха, проходящего через радиатор отопителя, может осуществляться из внешней среды за пределами кузова, или из внутреннего объема кузова.
    В последнем случае прогрев воздуха в салоне (кабине) будет более интенсивным, но при этом возможно запотевание стекол автомобиля, поскольку воздух внутри салона имеет повышенную влажность из-за дыхания находящихся в нем водителя и пассажиров, и конденсат оседает на стеклах, лишая их прозрачности.
    Чтобы избавиться от запотевания стекол следует переключиться на воздухозабор извне салона, или приоткрыть стекла (вентиляционный люк) в кабине или салоне автомобиля.
    Отопление салона автобусов осуществляется с помощью калориферной системы, в которой теплый воздух поступает от радиатора системы охлаждения двигателя в отопительные каналы кузова и далее в салон и кабину водителя.
    Кроме системы обогрева салона, зависимой от системы отопления двигателя, в современных автобусах применяются автономные (независимые) и конвекторные (встроенные) отопители салонов. Автономные модели бывают жидкостные или (чаще) воздушные. Они способны нагревать кабину автомобиля или салон автобуса независимо от работы двигателя. Конвекторный тип обогревателя применяется перед включением двигателя и используется, не запуская его, для предварительного подогрева.
    Забор холодного воздуха может осуществляться с улицы или непосредственно из салона.
    Принцип работы отопителя достаточно прост — через нагретую камеру, где сгорает топливо или пластинчатый теплообменник, имеющий повышенную теплоотдачу (по типу радиаторов в доме) проходит нагнетаемый вентилятором воздух. При этом теплообменник отдает ему свое тепло и на выходе из отопителя дует горячий воздух.
    Современные конструкции обогревателей салонов автобусов создаются с учетом требований комфорта и безопасности, при этом они способны обогревать салон автобуса, даже если откажет двигатель.
    Вентиляция кабины грузового автомобиля осуществляется с помощью поворотных форточек, опускных стекол дверей и вентиляционного люка крыши (естественная вентиляция). Вентиляционный люк 5 может иметь четыре фиксированных положения, создавая или нагнетающую, или эжекционную вентиляцию. Возможна вентиляция через систему отопления летом при отключенном кране отопителя.
    С помощью вентиляторов отопителя можно создать принудительную вентиляцию в кабине.
    Легковые автомобили имеют естественную приточную и вытяжную вентиляцию салона кузова. Естественная вентиляция происходит при опускании стекол дверей и открывании поворотных форточек в окнах дверей (при наличии).
    Приточная вентиляция осуществляется через воздухозаборник и систему отопления, а вытяжная – через отверстия на боковинах кузова и перфорированную облицовку  внутренней поверхности крыши.
    Системы вентиляции кузова современных легковых автомобилей оснащаются фильтрами для очистки поступающего в салон воздуха.
    Вентиляция салона кузова автобуса осуществляется с помощью системы отопления, открывающихся боковых окон, вентиляционных люков, расположенных в крыше, и воздухозаборника, расположенного под козырьком передней части автобуса.
    Стеклоочиститель ветрового стекла предназначен для удаления воды, грязи, пыли, жиров. От чистоты стекол автомобиля во многом зависит и безопасность дорожного движения. Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию транспортных средств с неисправным стеклоочистителем со стороны водителя во время дождя или снегопада. Стеклоочиститель состоит из механизма привода, рычажного механизма и резиновых щеток.
    В зависимости от применяемого двигателя или привода стеклоочистители делятся на пневматические и электрические, а по числу одновременно работающих щеток – на одно- двух- и трехщеточные. На автомобилях и автобусах, снабженных пневматической системой привода тормозов, могут быть установлены стеклоочистители, которые приводятся в действие сжатым воздухом или при помощи электродвигателя. На автомобилях с гидравлическим приводом тормозов, применяют электрические стеклоочистители. Электрические стеклоочистители могут работать в двух или в трех режимах (обычный режим, ускоренный режим или замедленный режим, с паузой).
    Щетка стеклоочистителя состоит из металлического держателя и закрепленной в нем резиновой ленты сложного профиля. Щетка прижимается к стеклу пружиной. Передвижение щетки по стеклу должно совершаться равномерно. Щетки электрических стеклоочистителей после перевода выключателя (переключателя) в положение остановки автоматически останавливаются вне поля зрения водителя и пассажиров. Щетки пневматических стеклоочистителей не имеют автоматического устройства для их укладки и останавливаются в произвольном положении.
    Рычажный механизм стеклоочистителя состоит из шарнирно-соединительных поводков и рычагов – тяг, кинематически связанных с ведущими частями двигателя или механизма привода. Рычажный механизм сообщает щеткам возвратно-вращательное (качательное) движение.
    Электрический стеклоочиститель состоит из электродвигателя параллельного возбуждения, переключателя, привода и двух резиновых щеток (на большинстве автомобилей). Вал электродвигателя соединен с червяком, который находится в зацеплении с червячной шестерней. Шестерня через кривошип, тяги и рычаги перемещает щетки. Включение электродвигателя, а также изменение частоты вращения его якоря осуществляются трехпозиционным переключателем.
    Стеклоомыватель предназначен для смачивания грязи на ветровом стекле и облегчения ее удаления резиновой щеткой стеклоочистителя. Наличие стеклоомывателя на автомобиле обеспечивает очистку стекла без остановки автомобиля при любых непогодных условиях.
    Стеклоомыватель представляет собой самостоятельную гидравлическую систему, состоящую из резервуара для жидкости, насоса и жиклеров, соединенных резиновыми шлангами.
    Резервуар устанавливают в кабине водителя или под капотом двигателя (чаще всего). Он имеет пробку для заливания жидкости и штуцер или резиновый наконечник для соединения с трубопроводом. Сетчатый фильтр на впускной трубке исключает попадание посторонних примесей в насос и предотвращает засорение жиклеров. Объем резервуара обеспечивает многократное использование омывателя.   
    Многие автовладельцы не уделяют достаточно времени такой процедуре как очистка стекол, хотя автомобильные стекла постепенно накапливают на себе значительное количество грязи. Причем на стеклах автомобиля скапливаются сложные частицы пыли, состоящие из жиров, масел и уличной пыли. Такую грязь очень сложно удалить с помощью простой воды.
    Большинство автовладельцев, заботящихся о состоянии своих автомобилей, использует специальные жидкие омыватели в дополнение к стеклоочистителям на лобовом, задних и боковых стеклах машины. Чистящая жидкость помогает поддерживать стекла автомобиля в идеально чистом состоянии, чтобы обеспечивать безопасное движение автомобиля на грязных дорогах.
    В настоящее время на рынке представлены различные виды стеклоочистителей, которые основаны на использовании жидкости с особым химическим составом, позволяющим очищать поверхность стекла от загрязнений различного типа. В продаже широко представлены очищающие жидкости, представляющие собой смесь этилового спирта с разнообразными активными веществами, способными удалять с поверхности стекол масла и грязь. Такая жидкость заливается в бачок омывателя, и используется вместе с обычными «дворниками». Жидкие стеклоомыватели растворяют нефтяные загрязнения, хорошо справляются с жирами и органическими продуктами за счет химически активных компонентов. При этом выделяют жидкие стеклоомыватели для зимнего и весенне-летнего сезона.
    В зимние стеклоомыватели добавляются специальные химические добавки, которые предохраняют бачок омывателя автомобиля от замерзания. В частности, для снижения порога замерзания чистящей жидкости в ее состав обычно добавляются спирты. Зимние стеклоомыватели отличаются друг от друга температурой замерзания — до -10°С, -20°С, -30°С и т.д. в зависимости от процентного содержания в них спиртовых добавок. Они не только очищают стекло от всевозможных загрязнений, но и предохраняют стекло автомобиля и его контур от замерзания. Для весенне-летнего же периода выпускаются стеклоомыватели с низким содержанием спирта. В них используются только химически активные компоненты для эффективного удаления со стеклянных поверхностей солевого налета, пыли и нефтяной пленки.
    Другой вид стеклоочистителей – это универсальные всепогодные препараты с активными моющими ингредиентами, которые выпускаются в виде специальных автомобильных аэрозолей. Они прекрасно очищают стекла автомобиля, не оставляя разводов и радужной пленки, а также моментально удаляют изморозь в зимнее время. С помощью такого универсального стеклоочистителя и обычной тряпки можно придать стеклам практически идеальную прозрачность. Стеклоочиститель быстро очищает стекла машины от различного рода дорожных загрязнений, он обладает антистатическим эффектом и безопасен для тонировочной пленки. Многие из таких универсальных стеклоочистителей подходят и для очистки пластиковых и хромированных поверхностей.

             Тема: Отопление и система вентиляции кабины, стеклоочиститель и
                         стеклоомыватель.
             Изучить: - назначение и устройство системы отопления кабины;
                             - работа отопителя кабины;
                             - назначение, устройство и работа системы вентиляции кабины;
                             - назначение, виды и устройство стеклоочистителей;
                             - работа стеклоочистителей и стеклоомывателей;
                             - применение жидких стеклоомывателей.

       Источник: Устройство и эксплуатация автотранспортных средств., Интернет издания.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога