27.06.2023.                                             Группа: 511.

                                                    Предмет: Ремонт автомобилей.    

                       Типичные дефекты колес. Ремонт колес.

      Нередко водители видят проблему в том, что резина изнашивается равномерно, но слишком быстро. Это не признак неисправности автомобиля. Если активно «уходит» только пара ведущих колес, стоит пересмотреть манеру вождения. Или смириться, что «спортсменам» езда на машине обходится дороже во всех аспектах.
      Если же достаточно быстро стираются все четыре колеса, то не повезло с выбором модели шин. Для некоторых шин, которые обеспечивают отменные сцепные свойства, характерен малый ресурс. Одно без другого невозможно. Бывает, что быстро изнашиваются и те шины, которые нельзя похвалить за выдающиеся управляемость или торможение.
      Неисправности колес и способы их устранения приведены в таблице.

Причина

Способ устранения

Биение колеса

Нарушение балансировки колес

Отбалансировать колесо, при необходимости заменить

Смещение балансировочных грузиков и шины при монтаже

Отбалансировать колесо  

Деформация обода

По возможности выправить обод или заменить новым

Повреждение шины

Заменить шину

Недопустимый зазор в подшипниках ступицы колеса

Отрегулировать зазор

Повреждение шины

Излом на борту шины из-за деформации

Отремонтировать или заменить обод новым, при сильном повреждении шину заменить

Обрыв нитей корда каркаса по краям протектора из-за перегрузки автомобиля

Не перегружать автомобиль, шину заменить

Разрыв покрышки при ударе вследствие повышенного давления в шине

Заменить шину новой, установить нормальное давление

Визг шин на виражах

Ненормальное давление в шинах

Довести давление до нормы

Повышенный износ протектора

Нарушены углы установки колес

Заменить изношенные детали

Езда на высокой скорости по неровным дорогам

Выбирать скорость в зависимости от состояния дороги

Слишком резкие разгоны автомобиля с пробуксовкой колес

Избегать резких разгонов

Частое пользование тормозами с блокировкой колес

Избегать блокировки колес

Повышенный зазор в подшипниках ступиц колес

Отрегулировать преднатяг подшипников

Перегрузка автомобиля

Не превышать допустимых нагрузок, указанных в инструкции по эксплуатации

Не выполнялась рекомендуемая перестановка колес

Переставлять колеса по общепринятой схеме

Неравномерный износ протектора

Повышенная скорость на поворотах

Снижать скорость

Увод на поворотах, происходящий от неисправности подвесок

Отремонтировать подвеску

Дисбаланс колес

Отбалансировать колеса

Не работают амортизаторы

Отремонтировать амортизаторы или заменить их

Нарушен угол развала колес (износ только с одной стороны протектора)

Проверить и заменить изношенные детали

Пониженное давление воздуха в шинах (большой износ по краям протектора)

Установить нормальное давление

Повышенное давление воздуха в шинах (большой износ в средней зоне протектора)

Установить нормальное давление

Занижено схождение передних колес (изнашивается внутренний край протектора)

Отрегулировать схождение колес

Увеличено схождение передних колес (износ наружного края протектора)

Отрегулировать схождение колес

Нарушена регулировка рулевого управления, что вызывает неодинаковое схождение правого и левого колес (износ на внутреннем крае протектора одного колеса и на наружном – другого)

Отрегулировать схождение, проверить, не деформированы ли детали рулевого управления и подвески

      Основными неисправностями дисков колес являются деформации диска колеса (радиальное и осевое биение, вмятины на ободе колеса) и износ отверстий для крепления диска колеса на ступице. Деформации диска возникают в результате наездов на препятствия и попадания в ямы на дороге и устраняются правкой диска на прессе. Основной причиной повышенного износа крепежных отверстий диска колеса является ослабление затяжки его креплений к ступице, в результате чего происходит смятие и износ кромок отверстий. При недопустимой величине разработки крепежных отверстий, когда невозможно надежно закрепить колесо на ступице, а также при неустранимой правкой деформации диска, вызывающей тряску или вибрацию кузова при движении, диск колеса подлежит замене. Диски, имеющие трещины по крепежным отверстиям и в других местах, подлежат замене.
      Основными неисправностями шины автомобиля являются деформация покрышки, повреждения ее боковин и протектора (проколы, пробои, порезы), износ протектора, а также повреждения камеры, приводящие к падению давления воздуха в шине.
      Причинами деформации покрышки являются повреждения нитей корда при ударах колеса автомобиля о неровности на дороге и препятствия. В результате появляется радиальное и осевое биение шины, вызывающее тряску и вибрацию кузова автомобиля при движении, и необходимость замены покрышки. Вздутие на поверхности шины (так называемая «грыжа») приводит к искривлению шины и отремонтировать такую шину практически не представляется возможным.
      Причиной вздутия шины может быть отслоение наружного слоя резины от неповрежденного корда или разрыв нитей в каркасе шины. Из-за отслоения внешнего слоя резины образуется воздушное пространство, она теряет свою герметичность и не подлежит ремонту. А место разрыва нитей очень сложно идентифицировать и ремонт шины с таким серьезным дефектом не может гарантировать полный успех.
      Геометрия шины нарушается вследствие повреждений корда или бортового кольца. Шина также может быть деформирована из-за заводского дефекта, при неправильной эксплуатации или шиномонтаже. Внешние признаки нарушения геометрии:
   — изменение формы беговой дорожки («восьмерка»);
   — выход нитей корда наружу или внутрь шины;
   — деформация в области бортового кольца.
      Нельзя подвергать шины перегрузкам, допускать высокое давление в шине, не разгоняться, если дорога ухабистая и плохая. Если шина искривилась, восстановить ее геометрию не представляется возможным.
      Прокол — небольшое повреждение шины с потерей ее герметичности. В шине небольшое повреждение корда, если, после извлечения небольшого гвоздя или куска проволоки, края отверстия сходятся и прокол практически незаметен. Корд в каркасе или брекере шины с большой вероятностью порван, если отверстие видно после удаления причины прокола.
      Порез (пробой) — крупное повреждение с потерей герметичности и обрывом нитей корда. Возникает при наезде на острый или крупный предмет (на битое стекло, кусок арматуры и т.д.)
      Незначительные (до 3 мм в диаметре) повреждения боковин и протектора (проколы) могут быть устранены установкой резиновых ремонтных грибков, а при значительном их повреждении (пробоях до 5 мм в диаметре и порезах до 50 мм с повреждением не более одного слоя корда каркаса) — методам вулканизации.
      Небольшой (диаметром до 3 мм) прокол в бескамерной шине может быть устранен без ее демонтажа с обода колеса специальным составом, вводимым с помощью шприца в отверстие прокола или вентиля, либо постановкой резинового грибка с приклеиванием его головки к внутренней поверхности герметизирующего слоя на демонтированной шине, а при значительном повреждении (3 - 5 мм) — вулканизацией с демонтажом шины с диска колеса. Шины с изношенным протектором восстанавливают наваркой нового протектора (при условии отсутствия деформаций и значительных повреждений изношенной шины).
      Повреждения камеры возникают при ее проколах посторонними предметами на дороге, а также при попадании внутрь покрышки посторонних предметов при неаккуратном монтаже. Незначительные повреждения камер устраняются методом вулканизации. При значительных и многочисленных повреждениях, при устранении которых невозможно обеспечить необходимую надежность камеры в эксплуатации, она заменяется на новую. Перед монтажом камеры необходимо удалить из покрышки или внутренней ее полости посторонние предметы, которые вызвали или могут вызвать повреждения камеры. При ремонте шин применяют специальные стенды для вулканизации, демонтажа-монтажа покрышек и динамической балансировки колес после ремонта.
      Со временем при правильной эксплуатации протектор шины изнашивается естественным образом, хотя иной раз проблема износа шины заключается в менее очевидных вещах. Если покрышка сточена с одной стороны, то это явный признак неправильных углов установки колес (сход-развала). При избыточном положительном развале сильнее будет стерта внешняя часть шины, а при слишком отрицательном в негодность придет внутренняя. Некорректные настройки углов схождения обернутся неравномерным износом колес и образованию заусенцев, которые можно почувствовать, если провести по протектору рукой. Здесь, кстати, тоже есть тонкости – если дефекты очевидны при движении ладони от внешней части, то схождение колес недостаточное, а если наоборот, то избыточное.
      Кроме того, неоднородный износ шин провоцируют изношенные рулевые наконечники, шаровые опоры и другие компоненты подвески, пережившие «нокаут» после большой ямы. В особо запущенных случаях колеса стачиваются неравномерно из-за того, что автомобиль побывал в аварии и у него нарушена геометрия кузова.
      Вулканизация была самым распространенным видом наружного ремонта шин и камер. Но для нее нужен вулканизатор, кроме того, этот способ трудоемкий и требует навыка — перегревом можно повредить как шину или камеру, так и заплату. Сейчас вулканизацию применяют в основном для ремонта шин, когда иные способы неэффективны. Она восстанавливает их внешний вид и перекрывает доступ влаги к нитям корда. Если он поврежден, внутри шины для восстановления прочности дополнительно ставят армированную заплату.
      Ремонт с разбортированием шины без горячей вулканизации оправдан только при проколах на беговой дорожке.
      Небольшие проколы в бескамерных шинах можно заклеить изнутри универсальной заплатой. Повреждения, после обработки которых остается отверстие до 6 мм в диаметре, ремонтируют:
    - грибком, если ось отверстия приблизительно перпендикулярна поверхности беговой дорожки;
    - ножкой — при углах наклона более 25° — сначала заделывают канал отверстия, а затем изнутри наклеивают универсальную заплату.
      Для ремонта камерных шин используется заплату и обязательно ликвидируется отверстие в покрышке, чтобы влага не могла попасть в корд и разрушить его. Камеру с поврежденным вентилем ремонтируют, приклеивая в другом месте специальный ремонтный вентиль.
      В шиномонтажной мастерской, помимо перечисленных видов, делают горячий ремонт при проколах в плечевой зоне, боковине и при крупных повреждениях беговой дорожки, а также работы, для которых нужны специальный инструмент и приспособления (буры, кусачки, шарошки, дрели с разной скоростью вращения и т.д.).
      Для ремонта шин могут использоваться средства:
    - Герметики используют для заделывания небольших отверстий в колесе или заранее вводят в исправную шину. Перед тем, как ехать на автомобиле необходимо убедиться, что давление шин в норме. Через некоторое время проверить шину на герметичность и повторно проконтролировать давление в шинах. Герметик распределится при вращении колеса и автомобиль можно не приподнимать на домкрате, достаточно его прокатить. Для начала хорошо взболтать герметик и отрезать кончик. Затем поставить колесо, чтобы ниппель показывал «5 часов.» или «7 часов». Взять прилагаемую в наборе трубку и с ее помощью выдавить 125 мл герметика внутрь шины. Вращать колесо, пока герметик попадет в прокол. Затем ввернуть ниппель на место и накачать шину.
    - Жгуты и вставки. Для ремонта проколов снаружи приклеить жгут или вставку. Набор для ремонта можно приобрести либо собрать самостоятельно. Сложить в него инструмент для обработки отверстия, жгуты и вставки, шило и клей.
      Для установки жгута или вставки необходимо:
    - подготовить место ремонта;
    - если удается, подкачать шину до давления 1-1,5 атм.;
    - обработать отверстие, вращая предназначенный для этого инструмент по часовой стрелке. Это пригладит неровности и выступающие нити корда, т.е. убережет жгут или вставку от повреждения при установке и эксплуатации;
    - нанести клей на инструмент, вставить его (вращая по часовой стрелке) в отверстие и оставить там;
    - снять защитную пленку со жгута или вставки (если она есть);
    - закрепить жгут в ушке шила для установки или вставку в специальном приспособлении;
    - промазать жгут или вставку клеем, который дополнительно снизит трение и облегчит установку;
    - вынуть оставленный в отверстии инструмент;
    - вставить установочное шило или приспособление в отверстие до упора;
    - не вращая вынуть его;
    - обрезать лишнюю часть жгута или вставки на поверхности шины;
    - довести давление до необходимого и проверить место ремонта на отсутствие утечек воздуха.
      Если повреждение небольшое и для ремонта достаточно одного жгута, его можно закрепить в шиле не за середину, а ближе к одному из концов и затем уже установить. Если диаметр жгута или вставки мал для герметизации повреждения, то в крайнем случае допустимо устанавливать их последовательно в два или несколько слоев. Но после этого ехать нужно осторожно, а при первой возможности необходимо восстановить шину более надежными способами.
      Виды ремонтных материалов:
    Сырая резина — пластичная масса черного цвета, которую необходимо нагревать при ремонте. Поэтому его называют горячим. При температуре приблизительно 140-150°С происходит вулканизация. Смесь нагревают вулканизаторами. Они бывают различных конструкций, но в настоящее время наиболее распространены электрические.
    Универсальные (без упрочняющего корда) — для восстановления изнутри шины ее герметичности, а также жесткости каркаса при небольшом его повреждении. Заплаты без корда. Их сторона, предназначенная для соединения с ремонтируемым участком, покрыта особым клеевым слоем. При нанесении на нее специального состава происходит холодная вулканизация.;
    Армированные заплаты внутри упрочнены кордом. Их иногда называют армированным пластырем или кордовой заплатой. Предназначены для восстановления изнутри шины ее прочности и жесткости после обрыва нитей корда. Можно применять как при сквозных дырах, так и в случаях повреждений без потери герметичности. Одна из сторон такой заплаты покрыта слоем для холодной вулканизации.
    Ножка имеет цилиндрическую форму, изготовлена из резины. Применяют ее изнутри шины, как правило, ремонтируя беговую дорожку. В остальных частях шины резина тоньше и надежно закрепить ножку невозможно. Снаружи она покрыта слоем холодной вулканизации. Для облегчения установки в отверстие один ее конец может быть специального профиля или иметь металлический наконечник. Диаметры ножек, как правило, от 6 мм и более.
    Грибок (разных размеров) тоже изготавливают из резины. Он представляет собой как бы соединенные вместе ножку и универсальную заплату. Устанавливают его изнутри шины. Удобен для устранения мелких повреждений, когда отверстие от инородного предмета отклонено от вертикали на угол не более 25°, то есть почти перпендикулярно к поверхности шины. Также покрыт слоем для холодной вулканизации.
    Двухкомпонентный состав — два разных пластичных вещества, смешиваемых непосредственно перед применением. Приблизительно через 72 часа смесь превращается в упругую резину. Так как ее твердость повышена, у легковых шин таким составом устраняют только взрывы резины на борту, восстанавливая герметичность в местах посадки на обод. Для нанесения состава необходимо снять с него шину.
      При контрольном осмотре перед выходом из парка проверяется давление воздуха в шинах.
      При контрольном осмотре в пути проверяется состояние шины и нагрев ступицы колеса.
      При возникновении неравномерного износа шин необходимо переставлять колеса. При этом другие шины будут также изнашиваться неравномерно. В тех случаях, когда все шины изнашиваются равномерно, в перестановке нет необходимости. Каждая шина притирается к своему месту, и в этом случае ее износ будет минимальным.

              Тема: Типичные дефекты колес. Ремонт колес.
              Изучить: - основные неисправности автомобильных колес;
                              - основные неисправности дисков автомобильных колес;
                              - основные неисправности шин автомобильных колес;
                              - ремонт шин автомобильных колес;
                              - средства для ремонта шин автомобильных колес;
                              - ремонтные материалы для ремонта колес.

          Источник: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей., Интернет издания.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога