28.06.2023.                                             Группа: 511.

                                                  Предмет: Ремонт автомобилей.

         Неисправности рулевого управления и типичные дефекты деталей.

      В процессе эксплуатации под действием ударных нагрузок, трения и других факторов техническое состояние элементов рулевого управления изменяется: появляются люфты в сочленениях, способствующие повышению интенсивности изнашивания деталей. Изнашивание или неправильные затяжки и регулировки приводят к увеличению силы трения в рулевом управлении. Все это влияет не только на долговечность деталей, но и на управляемость автомобиля и безопасность движения. Основные неисправности рулевого управления и их признаки:
    1. Увеличенный холостой ход. Основные причины:
    - ослабление болтов рулевого механизма, гаек шаровых пальцев рулевых тяг;
    - увеличение зазоров в шаровых шарнирах, подшипниках ступиц передних колес, в зацеплении ролика с червяком, между осью маятникового рычага и втулками, в подшипниках червяка.
    2. Тугое вращение рулевого колеса. Основные причины:
    - деформация деталей рулевого привода;
    - неправильная установка углов передних колес;
    - нарушение зазора в зацеплении ролика с червяком;
    - перетяжка регулировочной гайки оси маятникового рычага;
    - низкое давление в шинах передних колес;
    - отсутствие масла в картере рулевого механизма;
    - повреждение деталей шаровых шарниров, подшипника верхней опоры стойки, деталей телескопической стойки подвески.
    3. Шум (стуки) в рулевом управлении. Основные причины:
    - увеличение зазоров в подшипниках передних колес, между осью маятникового рычага и втулками, в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка, в шаровых шарнирах рулевых тяг;
    - ослабление гайки шаровых пальцев рулевых тяг, болтов крепления рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага, гаек шаровых пальцев поворотных рычагов;
    - ослабление регулировочной гайки оси маятникового рычага.
    4. Самовозбуждающееся угловое колебание передних колес. Основные причины:
    - ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг, болтов крепления рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага;
    - нарушение зазора в зацеплении ролика с червяком.
    5. Плохая устойчивость автомобиля. Основные причины:
    - нарушение установки углов передних колес;
    - увеличение зазоров в подшипниках передних колес, в шаровых шарнирах рулевых тяг, в зацеплении ролика и червяка;
    - ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг, крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага;
    - деформация поворотных кулаков или рычагов подвески.
    6. Утечка масла из картера. Основные причины:
    - износ сальников вала рулевой сошки или червяка;
    - ослабление болтов крепления крышки картера рулевого механизма;
    - повреждение уплотнительных прокладок.
      Неисправности рулевого управления с гидроусилителем по своему характеру идентичны неисправностям обычного рулевого управления, однако из-за наличия дополнительных деталей возможны следующие неисправности, характеризующие работоспособность гидропривода:
    - затрудненное управление автомобилем, обусловленное ослаблением ремня гидроусилителя, низким уровнем жидкости в бачке усилителя неисправностью насоса или клапана насоса;
    - чрезмерный люфт из-за изношенности главного либо промежуточного вала рулевой колонки, разрегулировки или повреждения рулевого механизма;
    - повышенный шум при работе рулевого управления, который может быть вызван разрегулировкой рулевого механизма или неисправностью насоса.

Внешние признаки и соответствующие им неисправности рулевого управления

Признаки неисправности

Неисправности

Стуки в рулевом управлении

· Износ шарнира наконечника рулевой тяги. · Ослабление крепления шаровой опоры  

Биение на рулевом колесе

· Износ шарнира наконечника рулевой тяги. · Износ или разрушение подшипника рулевого вала. · Отклонения от рабочих характеристик колеса  

Увеличенный люфт рулевого колеса

· Износ шарнира наконечника рулевой тяги. · Износ передающей пары. · Износ подшипника рулевого вала

Тугое вращение рулевого колеса

· Нарушение угла установки колес. · Пробуксовка ремня привода. · Низкий уровень рабочей жидкости. · Засорение элементов привода

Шум в усилителе рулевого управления

· Износ подшипника вала насоса. · Пробуксовка ремня привода. · Низкий уровень рабочей жидкости

Подтекание рабочей жидкости

· Нарушение герметичности рулевого механизма (износ пыльника рулевой тяги). · Ослабление крепления или повреждение шлангов

 

      Диагностирование рулевого управления позволяет без разборки узлов оценить состояние рулевого механизма и рулевого привода. Диагностирование включает работы по определению свободного хода рулевого колеса, общей силы трения, люфта в шарнирах рулевых тяг.
        Свободный ход рулевого колеса и усилие на рулевом колесе определяют специальными приборами (люфтомерами) различных моделей (рис. 85). Технология измерения определяется типом прибора и описывается в инструкции по эксплуатации прибора. Прибор состоит из шкалы, закрепленной на динамометре, указательной стрелки, которая жестко прикреплена к рулевой колонке с помощью зажимов. Зажимами динамометр крепят к ободу рулевого колеса. Шкалы динамометра расположены на рукоятках и обеспечивают отсчет прикладываемого к рулевому колесу усилия в диапазонах до 20 Н и от 20 до 120 Н. При замере свободного хода рулевого колеса через рукоятку динамометра прикладывают усилие 10 Н, сначала действующее вправо, а затем влево. Перемещение стрелки из нулевого положения в левое и правое крайние положения укажет суммарный свободный ход рулевого колеса. Для автомобилей, имеющих неразрезную поперечную тягу, в момент замера необходимо вывесить левое переднее колесо. У автомобилей с гидроусилителем свободный ход рулевого колеса определяют при работающем двигателе (на малых оборотах).
      Общую силу трения в рулевом управлении проверяют при полностью вывешенных передних колесах приложением усилия к рукояткам динамометра. Замеры выполняют при прямолинейном положении колес и в положениях максимального их поворота вправо и влево. В правильно отрегулированном рулевом механизме рулевое колесо должно свободно поворачиваться от среднего положения (для движения прямо) при усилии 8…16 Н.
      Качественным методом визуальной оценки делают заключение о состоянии шарниров рулевых тяг (на ощупь в момент резкого приложения усилия к рулевому колесу или непосредственно к шарнирам). При этом люфт в шарнирах будет проявляться взаимным относительным перемещением соединенных рулевых тяг и ударами в шарнирах.
      Проверка усилителя рулевого управления сводится к измерению давления в системе гидроусилителя. Для этого в нагнетательную магистраль устанавливают манометр с краном. Доливают в бачок гидроусилителя масло до требуемого уровня, пускают двигатель на малых оборотах и, полностью открыв кран манометра, поворачивают колеса в крайние положения. При этом давление, развиваемое насосом, должно составлять не менее 6 МПа. Если давление меньше указанного значения, то медленно закрывают кран, наблюдая по манометру за увеличением давления, которое должно подняться до 6,5 МПа. Если давление не увеличивается, то это свидетельствует о неисправности насоса.

            Тема: Типичные дефекты деталей рулевого механизма и рулевого привода.
              Изучить: - основные неисправности рулевого управления автомобиля;
                              - основные причины и признаки неисправности рулевого управления;
                              - неисправности рулевого управления с гидроусилителем;
                              - диагностирование рулевого управления автомобиля;
                              - проверка усилителя рулевого управления.

        Источник: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей., Интернет издания.


 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога