28.06.2023.                                           Группа: 511.

                                                   Предмет: Ремонт автомобилей.

                   Ремонт рулевых механизмов и рулевых приводов.

       Характерные дефек­ты рулевого управления автомобилей, колесных строительных машин и тракто­ров — это износы втулок и ролика вала сошки, червяка, под­шипников и мест их посадки, резьбовых отверстий картера, дета­лей шаровых соединений рулевых тяг; погнутость тяг и ослабле­ние крепления рулевого колеса на валу; трещины и изломы на фланце крепления картера рулевого механизма; износ деталей гидроусилителя и масляного насоса.
      У гусеничных тракторов наблюдаются износы отверстий и втулок рычагов и педалей управления, а также их торцовых по­верхностей; износы и обрывы шарнирных соединений тяг; погну­тость рычагов управления.
      В результате износа деталей рулевого управления нарушает­ся его регулировка, затрудняется управление и теряется устой­чивость на ходу, особенно у колесных тракторов и экскаваторов.
      Малоизношенные червяк и ролик зачищают или протачивают до выведения следов износа. При большом износе рабочей поверхности или отслоении закаленного слоя, который нельзя компенсировать регулировкой, червяк и ролик рулевого механизма заменяют. Ролик вала сошки бракуют при наличии на его поверхности трещин и вмятин. Червяк и ролик заменяют одновременно. Изношенные опорные шейки вала сошки восстанавливают хромированием с последующим шлифованием под номинальный размер. Вал сошки со следами скрученных шлицев бракуют. Посадочные места вала сошки под втулки шлифуют под ремонтный размер, а при необходимости хроми­руют под номинальный размер. Поврежденную на валу резьбу протачивают, наваривают и нарезают новую номинального раз­мера. Втулки заменяют и развертывают под размер опорных шеек вала сошки или рулевого вала. Смещение осей развернутых втулок допускается не более 0,03 мм, а овальность — не более 0,05 мм.
      Рулевые валы и валы сошки с трещинами, скручиванием или с изношенными шлицами заменяют новыми.
      На изношенные места посадки подшипников в картере рулевого механизма устанавливают дополнительную деталь. Сколы и трещины на фланце крепления картера заваривают. Изношенные отверстия в картере под втулку вала рулевой сошки развертывают под ремонтный размер. Картер рулевого механиз­ма с трещинами или обломами заменяют новым.
      Изношенные шаровые пальцы обычно заменяют, но при необ­ходимости их восстанавливают наплавкой или осадкой. Перед осадкой головку нагревают до температуры 850° С (красный цвет каления), ставят на специальную оправку и раздают кони­ческим пуансоном. Обрабатывают шаровые головки на токарном станке специальными резцами и приспособлениями. На большинстве современных автомобилей применяются неразборные шарниры рулевых тяг. При появлении неисправности (люфта) эти шарниры заменяют новыми. Для ремонта разборных шарниров рулевых тяг их разбирают. Для этого расшплинтовывают резьбовую пробку, вывертывают ее из отверстия головки тяги и снимают детали. Изношенные шаровые пальцы, а также пальцы, имеющие сколы и задиры, заменяют новыми. Одновременно устанавливают новые вкладыши шаровых пальцев, ослабленные или сломанные пружины заменяют новыми. 
      Разработанные отверстия на концах рулевых тяг заваривают. Погнутые рулевые тяги и рычаги правят в холодном состоянии или с местным нагревом до температуры 800 °С. Перед правкой пустотелые тяги запол­няют мелким песком.
      Собирают рулевой ме­ханизм на специальных стендах или подставках. Рулевой механизм без гидроусилителя большинства автомобилей, тракторов и автокра­нов собирают примерно в такой последовательности. Запрессовы­вают червяк на вал рулевого управления так, чтобы он сидел плотно, без качания (червяк не должен иметь раковин и ступен­чатого износа на зубьях и конусах). Вал рулевого управления устанавливают в колонку и крепят к картеру рулевого механиз­ма. Подшипники регулируют прокладками, установленными под фланцем рулевой колонки.
      Правильно смонтированный вал червяка рулевого управлений не должен иметь осевого зазора. Зацепление ролика с червяком отрегулировано правильно, если вал рулевого управления вращается свободно, без заеданий, от усилия не более 15—25 Н, приложенного к ободу рулевого колеса, а нижний конец рулевой сошки перемещается не более чем на 0,15 мм. Усилие измеряют динамометром. Устанавливают сошку с роликом и регулируют ее зацепление с червяком. Ролик должен находиться посередине червяка (опре­деляют по половине числа оборотов рулевого колеса, необходи­мых для поворота ролика из одного крайнего положения в дру­гое). Зазор в зацеплении зубьев ролика сошки с червяком регу­лируют перемещением сошки руля регулировочным винтом или прокладками. При сборке рулевого механизма необходимо особое внимание обращать на исправность уплотнительных прокладок, сальников и других уплотнительных устройств.
      Регулировки рулевого управления. Рулевые механизмы имеют две регулировки: осевого зазора в подшипниках вала и в зацеплении. Состояние рулевого механизма считается нормальным, если свободный ход рулевого колеса при движении по прямой не превышает 10º. При отклонении свободного хода в сторону увеличения необходимо прежде всего проверить зазор в подшипниках вала (червяка или винта). Для этого резко покачивают рулевое колесо в осевом направлении в обе стороны и пальцем прощупывают осевое перемещение колеса относительно рулевой колонки. При наличии большого зазора в подшипниках осевой люфт будет легко ощущаться. Для регулировки и устранения осевого люфта в подшипниках вала отворачивают болты и снимают нижнюю крышку картера рулевого механизма. Из-под крышки удаляют одну регулировочную прокладку, после чего собирают механизм и повторно проверяют осевой люфт. Если регулировка окажется недостаточной, то все операции повторяют вновь до получения нужного результата. После регулировки натяга в подшипниках проверяют усилие на ободе рулевого колеса, отсоединив сошку от тяги рулевого привода. Усилие на поворот руля должно составлять 3…6 Н.
      Зацепление червяка с роликом регулируют без снятия рулевого механизма с автомобиля. Для регулировки отворачивают гайку и, сняв шайбу с штифта, специальным ключом поворачивают регулировочный винт на несколько вырезов в стопорной шайбе. При этом изменяется боковой зазор в зацеплении гребней ролика и нарезки червяка, что изменяет свободный ход рулевого колеса. После регулировки гайку устанавливают на место.
      Люфт в сочленениях рулевого привода определяют, резко покачивая рулевую сошку при поворотах рулевого колеса, охватив руками проверяемое сочленение (повышенный люфт легко ощущается рукой). Чтобы его устранить, подтягивают резьбовую пробку. Выполняется эта операция в следующем порядке: сначала расшплинтовывают пробку, затем специальным ключом завертывают пробку до отказа и, отпустив на одну прорезь до совпадения с отверстием в головке тяги, шплинтуют.
      Во время регулировки осевого люфта добавляют смазку в шарниры. При большом износе, если регулировкой люфт устранить не удается, заменяют шаровой палец и вкладыши или всю тягу в сборе. Неразборные шарниры рулевого привода на легковых автомобилях регулировке не подлежат, поэтому при износе и возникновении люфта их заменяют.
      Характерными неисправностями гидравлических усилителей руля являются отсутствие усиления при любых частотах вращения коленчатого вала двигателя, недостаточное или неравномерное усиление при повороте руля в обе стороны. Для устранения дефектов разбирают насос, сливают масло, а детали тщательно промывают. При разборке, сборке и ремонте насоса не должны обезличиваться крышка насоса и перепускной клапан в сборе, статор, ротор и лопасти насоса. Разбирают и собирают насос в приспособлении с поворотной плитой.
      Разборку производят в такой последовательности: снимают крышку бачка и фильтра, бачок с корпуса насоса, крышку насоса, удерживая предохранительный клапан от выпадения технологичес­кой чекой (вал насоса располагают вертикально, а шкив внизу), затем снимают со штифтов распределительный диск, статор, ротор в сборе с лопастями, надев на него технологическое резиновое кольцо и отметив положение статора относительно распределитель­ного диска и корпуса насоса.
      Шкив, стопорное кольцо и вал насоса с передним подшипником снимают только при необходимости замены или ремонта. После разборки детали промывают в ванне с раствором, обмы­вают горячей водой и обдувают сжатым воздухом.
      При контроле устанавливают свободное перемещение перепус­кного клапана в крышке насоса, затяжку седла предохранительного клапана, отсутствие задиров или износа на торцовых поверхностях ротора, корпуса и распределительного диска.
      Не допускаются задиры, риски или неравномерный износ тор­цовой рабочей поверхности у корпуса насоса и у распределительного диска. Данная поверхность должна быть плоской и перпендикуляр­ной оси отверстия под шариковый и игольчатый подшипники. Допустимые отклонения устанавливаются техническими условиями. Рейку-поршень рулевого механизма не ремонтируют.
      После сборки рекомендуется насос приработать на стенде. После приработки насос гидроусилителя рулевого механизма испы­тывают на производительность и предельное давление, развиваемое им. Режим и последовательность приработки и испытаний указаны в технических условиях. Во время испытания насоса устанавливают, нет ли вибраций, толчков и резких шумов. Давление должно нарастать плавно. Масло в бачке не должно пениться, а также подтекать через места соединений и уплотнительный сальник.
      После ремонта и контроля деталей рулевой механизм собирают, регулируют и испытывают с гидравлическим усилителем в сборе. Нарушение герметичности устраняется заменой прокладок и подтяжкой соединений.
      Рулевое управление автомобилей КамАЗ собирают на заводе - изготовителе, применяя селективную сборку, поэтому восстанов­ление вследствие износа деталей рулевого механизма, насоса гидроусилителя руля и других узлов не производится. Ремонт рулевых механизмов и насосов в условиях автотранспортного предприятия недопустим. Он осуществляется только на заводе - изготовителе. После сборки рулевого механизма проводят контроль сборки и при необходимости производят его регулировку. При этом проверяют люфт рулевого колеса, осевое перемещение вала сошки, люфт в тягах рулевого управления.

             Тема: Ремонт рулевых механизмов и рулевых приводов.
             Изучить: - типичные дефекты деталей рулевых механизмов;
                             - ремонт рулевого механизма типа червяк-ролик;
                             - ремонт картера рулевого механизма и рулевых тяг;
                             - регулировка рулевого механизма;
                             - ремонт гидравлических усилителей руля типа винт-гайка;
                             - проверка работы и регулировка рулевых механизмов.  

        Источник: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей., Интернет издания.   

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога