28.06.2023.                                               Группа: 511.

                                                    Предмет: Ремонт автомобилей.

          Определение технического состояния рулевого управления автомобилей.

      Внешний контроль технического состояния деталей рулевого управления и их соединений осуществляют путем непосредственного осмотра и опробования нагрузкой. Для осмотра деталей, недоступных наблюдению сверху, автомобиль устанавливают над смотровой ямой, на эстакаду или на подъемник таким образом, чтобы колеса находились под нагрузкой.
      При контроле крепления рулевого колеса и колонки к рулевому колесу прикладывают знакопеременные усилия в направлении оси рулевого вала и плоскости колеса перпендикулярно к колонке, а также покачивают колесо во всех направлениях. При этом не допускают осевое перемещение или качание рулевого колеса, колонки, стуки в узлах рулевого управления.
      При проверке крепления картера рулевого механизма, рычагов поворотных цапф, отсутствия проскальзывания оплетки рулевого колеса вдоль обода рулевое колесо покачивают около нейтрального положения на 40 – 600 в каждую сторону. Проскальзывание оплетки контролируют в нескольких местах обода, удаленных от спиц, при качании рулевого колеса одной рукой. Поперечное сечение обода рулевого колеса с надетой на него оплеткой измеряют в нескольких местах с наибольшим утолщением оплетки.
      Состояние рулевого привода и надежность фиксации соединений проверяют, кроме того, приложением знакопеременной нагрузки непосредственно к деталям привода и выборочным опробованием затяжки отдельных элементов крепления.
      Работу ограничителей поворота оценивают визуально при поворотах управляемых колес до упора в каждую сторону.
      Герметичность соединений системы гидроусилителя рулевого привода контролируют при работе двигателя с повышенной частотой вращения коленчатого вала и удержанием рулевого колеса в крайних положениях в течение 3 – 5 с, а также при свободном положении рулевого колеса. Недопустимо подтекание смазочного материала или каплеобразование. Следы смазочного материала (запотевание) соединений не являются браковочным признаком. Не допускается самопроизвольный поворот рулевого колеса автомобилей с гидроусилителем рулевого привода от нейтрального положения к крайним.
      Контроль отсутствия блокировки рулевого управления до извлечения ключа зажигания из положения «рулевое управление блокировано» выполняют при покачивании рулевого колеса около положения, в котором оно запирается.
      Проверку уровня смазочного материала в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления автомобилей КамАЗ выполняют указателем, вмонтированным в пробку заливной горловины бачка. Передние колеса при этом должны стоять прямо. Перед снятием пробки ее вытирают вместе с заливной горловиной. Уровень смазочного материала должен быть между метками на указателе. Доливают смазочный материал при необходимости во время работы двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала. Смазочный материал заливают через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в горловине бачка.
      Суммарный зазор в рулевом управлении автомобиля проверяют на снаряженном автомобиле (без груза). Шины колес должны быть чистыми и сухими, давление в них должно соответствовать норме. Управляемые колеса устанавливают в нейтральное положение на сухой, ровной, асфальто- или цементобетонной поверхности. На рулевое колесо наносят метку, определяющую его нейтральное положение. На автомобилях с гидроусилителем рулевого привода зазор измеряют при работающем двигателе.
      Суммарный зазор в рулевом управлении определяют с помощью динамометра-люфтомера. Стрелку закрепляют на рулевой колонке с помощью захватов, а динамометр – на ободе рулевого колеса захватами.
      К нагрузочному устройству динамометра поочередно в обоих направлениях прикладывают определенное усилие. При этом на шкале угломерного устройства определяют фиксированные положения рулевого колеса. При повороте управляемых колес фиксируют положение рулевого колеса, соответствующее моменту начала их поворота. Изменение усилий на ободе рулевого колеса при повороте управляемых колес в любом направлении должно происходить без рывков и заеданий. Суммарный зазор в рулевом управлении определяют по результатам двух и более измерений.
      Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельно допустимых значений. Предельное значение суммарного люфта в рулевом управлении для автомобилей, снятых с производства, не должно превышать 250. Для легковых автомобилей, грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 т. и автобусов до 5,0 т. суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать 100. Для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т. и автобусов с массой свыше 5,0 т. суммарный люфт в рулевом управлении допускается до 200. Если значение суммарного люфта в рулевом управлении превышает допустимые нормы, то рулевой механизм регулируют.
      Для проверки давления в гидросистеме рулевого управления в напорную магистраль между насосом и рулевым механизмом устанавливают манометр с конечным значением шкалы 10 МПа и вентиль, перекрывающий подачу смазочного материала к гидроусилителю. Для проверки давления открывают вентиль, пускают двигатель. При работе двигателя на режиме холостого хода колеса поворачивают до упора, удерживая их в крайнем положении не более 15 с. При этом давление масла у автомобиля ЗИЛ-431410 должно быть не ниже 6 МПа (7,5 МПа у автомобилей КамАЗ). Если давление смазочного материала будет меньше, то медленно завертывают вентиль и наблюдают за повышением давления по манометру. Если давление не увеличивается, то неисправен насос. При исправном насосе давление должно подняться не менее чем до 6,5 МПа у ЗИЛ-431410 (8,5 МПа у автомобилей КамАЗ). В этом случае неисправность обнаруживают в рулевом механизме (неправильная регулировка предохранительного клапана или значительные внутренние утечки). Если давление при закрытом вентиле превышает давление при открытом вентиле, но ниже 6,5 МПа  у ЗИЛ-431410 (7,5 МПа у автомобилей КамАЗ), то неисправны оба механизма.
      Регулировка рулевого механизма зависит от его конструкции. На автомобилях ГАЗ-53-12, ГАЗ-24, ЗАЗ, ВАЗ-2101-2107 и др. применяется передача типа глобоидальный червяк-трехгребневый ролик, а на автомобилях ЗИЛ и КамАЗ – передача типа сектор и рейка-поршень.
      Зазор в зацеплении червяка с роликом автомобиля ГАЗ-53-12 регулируют, не снимая рулевой механизм с автомобиля. Для устранения осевого перемещения червяка механизм снимают.
      Перед регулировкой нужно проверить отсутствие осевого перемещения червяка. Для этого следует, приложив палец к ступице рулевого колеса и рулевой колонке, повернуть рулевое колесо посредством вала на небольшой угол вправо и влево. При наличии осевого перемещения червяка палец будет ощущать осевое перемещение ступицы рулевого колеса относительно кожуха рулевой колонки.
      Устраняют осевое перемещение червяка после снятия рулевого механизма с автомобиля путем удаления из-под нижней крышки картера регулировочных прокладок (начиная с самой тонкой) до устранения зазора в подшипниках. Контроль осевого зазора после регулировки рулевого механизма выполняют при отсоединенной от сошки продольной рулевой тяге с использованием индикаторного приспособления.
      Зазор в зацеплении червяка с роликом регулируют при помощи регулировочного винта, проворачивая его по часовой стрелке до устранения зазора. Для контроля правильности регулировки зацепления червяка рулевое колесо поворачивают из одного крайнего положения в другое. При этом рулевой механизм должен вращаться свободно, без заеданий.
      При регулировке как осевого перемещения червяка, так и бокового зазора в зацеплении не следует слишком сильно затягивать детали, так как чрезмерная затяжка подшипников червяка и зацепления червяка с роликом приводят к повышенному износу рабочих поверхностей. При чрезмерно затянутом механизме рулевое колесо не будет самостоятельно возвращаться в среднее положение после выхода автомобиля из поворота.
      Для регулировки рулевого механизма автомобиля ЗИЛ ослабляют контргайку регулировочного винта. Затем вращением винта смещают вал рулевой сошки в осевом направлении до получения нормального усилия на ободе рулевого колеса. При вращении винта по часовой стрелке усилие будет увеличиваться, а против – уменьшаться.
      Затягивают упорный подшипник рулевого вала при отсоединенном карданном вале вращением регулировочной гайки, предварительно отогнув кромку стопорной шайбы. Подтягивая гайку, вал вращают в обе стороны. Этим обеспечивают требуемое усилие вращения рулевого вала, контролируемое динамометром, прикрепляемом к корпусу клапанов. После окончания регулировки для предотвращения самоотвертывания необходимо вдавить кромку стопорной шайбы в паз рулевого вала.
      После регулировок рулевых механизмов проверяется состояние рулевого привода. Устраняются люфты в шкворнях поворотных кулаков и подшипниках ступиц передних колес.
      Устраняются люфты в шарнирных соединениях рулевых тяг (люфт определяют так же, как и крепление). Для этого в шарнирном соединении продольной тяги расшплинтовать пробку и специальной отверткой завернуть ее до отказа, а затем отвернуть настолько, чтобы можно было установить шплинт. Аналогично отрегулировать и другой шарнир продольной тяги. Шарнирные соединения поперечной тяги не регулируют, а заменяют изношенные в них детали.
     Проверяется и при необходимости регулируется схождение передних колес.
      Проверяется давление воздуха в шинах.

             Тема: Определение технического состояния рулевого механизма и рулевого
                        привода автомобилей.
             Изучить: - внешний осмотр и проверка крепления рулевого механизма и
                                рулевого колеса;
                             - проверка уровня масла и герметичность соединений гидросистемы;
                             - проверка работы гидронасоса;
                             - регулировка рулевых механизмов;
                             - проверка состояния рулевого привода.  

      Источник: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей., Интернет издания.      

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога