29.06.2023.                                               Группа: 511.

                                                   Предмет: Ремонт автомобилей.

            Основные неисправности тормозной системы автомобиля и   
            типичные дефекты деталей тормозных систем.

      Тормозная система требует к себе самого пристального внимания. Эксплуатация автомобиля с неисправной тормозной системой запрещается. Поэтому каждый автомобилист должен знать основные неисправности тормозной системы и определить их по внешним признакам.
      В соответствии с конструкцией тормозной системы неисправности условно можно разделить на неисправности тормозного механизма, неисправности тормозного привода и неисправности усилителя тормозов.
      Причины возникновения дефектов многообразны и могут быть сведены к следующим группам:
    - конструктивные дефекты, как результат несовершенства конструкции сборочных единиц и деталей (ошибки при выборе материалов деталей, расчетах размеров деталей, установлении режимов термической обработки и т.п.);
    - технологические дефекты, возникающие в результате нарушения технологических процессов изготовления или ремонта деталей, сборочных единиц и машин. К этим дефектам относят нарушения геометрических размеров, посадок, режимов термообработки, трещины различного происхождения и т.п.;
    - эксплуатационные дефекты, возникающие в результате изнашивания, усталости, коррозии, а также неправильной эксплуатации.
      Детали контролируют в такой последовательности: внешний осмотр для выявления явных дефектов (поверхностные трещины, отколы, пробоины и т.п.), выявление скрытых дефектов (внутренние трещины, раковины и др.) методами дефектоскопии или гидравлическим испытанием; измерения для установления степени износа, изгиба и скручивания.
      Тормозные системы могут иметь следующие дефекты:
    - износ накладок и барабанов, поломка возвратных пружин, срыв тормозных накладок;
    - ослабление стяжной пружины или ее поломка;
    - заедание осей тормозных колодок.
      Указанные дефекты невозможно устранить ни регулировкой, ни подтяжкой соответствующих соединений. Поэтому тормозные устройства снимают с автомобиля и разбирают.
      Основными дефектами пневматического тормозного привода являются:
   - износ деталей кривошипно-шатунного и клапанного механизмов;
   - повреждение диафрагм тормозного крана и тормозных камер;
   - риски на клапанах и седлах клапанов;
   - поломка и потеря упругости пружин;
   - износ втулок и отверстий под рычаги.
      Различают следующие основные неисправности тормозных механизмов:
   - износ, повреждение или загрязнение (замасливание) тормозных колодок;
   - износ, деформация, задиры на поверхности тормозных дисков или барабана;
   - ослабление креплений, деформация суппорта и др.
      Основные неисправности тормозного привода:
   - заедание поршня рабочего цилиндра;
   - утечка тормозной жидкости в рабочем цилиндре;
   - заедание поршня главного цилиндра;
   - утечка тормозной жидкости в главном цилиндре;
   - повреждение или засорение шлангов, трубопроводов;
   - подсос воздуха в системе вследствие ослабления крепления;
   - разгерметизация пневмопривода, выход из строя приборов пневмопривода и др.
      Вакуумный усилитель тормозов может иметь следующие неисправности:
   - недостаточное разряжение во впускном коллекторе;
   - повреждение вакуумного шланга;
   - неисправность следящего клапана усилителя.
      Все перечисленные неисправности тормозной системы в большей или меньшей степени снижают эффективность торможения автомобиля, поэтому представляют опасность для всех участников движения.
      Причинами неисправностей тормозной системы являются:
   - нарушение правил эксплуатации тормозной системы (нарушение периодичности обслуживания, применение некачественной тормозной жидкости);
   - низкое качество комплектующих;
   - предельный срок службы элементов системы;
   - воздействие различных внешних факторов.
      О наступлении неисправности тормозной системы свидетельствуют различные отклонения от нормальной работы (внешние признаки неисправностей). Основные внешние признаки неисправностей тормозной системы:
   -
 отклонение от прямолинейного движения при торможении;
   - большой ход педали тормоза;
   - скрежетание при торможении;
   - визг, свист при торможении;
   - снижение усилия на педали при торможении;
   - повышение усилия на педали при торможении;
   - вибрация педали при торможении (не путать с пульсацией педали при работе системы ABS);
   - низкий уровень тормозной жидкости в бачке и др.
      При наличии в системе гидравлического привода гидровакуумного усилителя  может происходить полное или частичное торможение всех колес автомобиля без нажатия на педаль тормоза или увеличение усилия нажатия на педаль при торможении автомобиля.

      Причиной первой неисправности является отсутствие зазора между вакуумным клапаном и его седлом или неплотности в шлангах, штуцерах и других соединениях. В результате этого в камере усилителя над диафрагмой устанавливается атмосферное давление (вместо разрежения), в то время как под диафрагмой имеется разрежение, что и вызывает срабатывание тормозов.

      Второй причиной увеличения усилия является выключение из работы усилителя вследствие нарушения регулировки его атмосферного клапана (недостаточный ход клапана или его отсутствие, в результате чего в камере усилителя под диафрагмой будет постоянное разрежение).

      Причиной нагревания тормозных барабанов могут быть притормаживание (одного или нескольких) колес, ослабление или поломки стяжной пружины тормозных колодок, заедание поршня в колесном цилиндре (в гидравлическом приводе), недостаточный зазор между накладками колодок и барабаном и др.
      Для облегчения контроля состояния тормозной системы в конструкции автомобиля используются различные датчики. Результаты измерений датчиками параметров системы выводятся в виде сигналов соответствующих ламп на приборной панели, показаний бортового компьютера, манометра давления воздуха в системе тормозов. На современном автомобиле применяются следующие сигнальные лампы тормозной системы: низкого уровня тормозной жидкости; износа тормозных колодок; неисправности системы ABS; неисправности системы ESP (ASR). Для обнаружения и установления конкретных неисправностей систем активной безопасности применяется компьютерная диагностика автомобиля.

         Тема: Типичные дефекты деталей тормозных систем автомобилей с гидравлическим
                     и пневматическим приводами.
         Изучить: - причины возникновения дефектов в тормозных системах автомобилей;
                         - основные дефекты тормозных систем;
                         - основные неисправности тормозных механизмов;
                         - причины и признаки неисправностей тормозных систем;
                         - контроль за работой тормозных систем автомобилей.

         Источник: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей., Интернет издания.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога