29.06.2023.                                             Группа: 511.

                                                   Предмет: Ремонт автомобилей.   

                                     Ремонт тормозных систем автомобилей.

      Для поддержания тормозной системы автомобиля в рабочем состоянии требуется регулярно и своевременно проводить диагностику и замену деталей.
      Возможные неисправности тормозного управления автомобиля с гидравлическим приводом приведены в таблице

Наименование неисправностей

Вероятная причина

Метод устранения

Увеличенный ход педали тор-моза (педаль проваливается

Увеличенные зазоры между колодками и барабанами

Отрегулировать зазоры между колодками и тормозными барабанами, пользуясь только регулировочными эксцентриками. При большом износе накладок (до головок клепок осталось 0,5 мм) заменить их новыми. При установке новых колодок или после замены накладок регулировку производить как регулировочными эксцентриками, так и эксцентриками опорных пальцев

Попадание воздуха в тормозную систему из-за: — отсутствия жидкости в бачках главного цилиндра; — течи тормозной жидкости в соединениях трубопроводов, цилиндрах, разрушения трубопроводов, шлангов и т. д.

Залить жидкостью Устранить течь жидкости, заменив, при необходимости, поврежденные детали. После устранения причины попадания воздуха в систему тормоза прокачать

Нерастормаживание («заедание») РТС

Отсутствует свободный ход педали тормоза Засорение компенсационных отверстий главного цилиндра

Отрегулируйте свободный ход педали тормоза Прочистить компенсационные отверстия и сменить тормозную жидкость, если она загрязнилась

Заедание внутренней манжеты главного цилиндра или поршней главного или колесных цилиндров из-за: — загрязнения или коррозии в результате длительной эксплуатации автомобиля без промывки системы или при разрушении защитных колпаков — набухания уплотнительных колец и манжет в результате попадания минерального масла, какой-либо другой жидкости нефтяного происхождения или по другим причинам Поломка оттяжной пружины педали тормоза

Слить тормозную жидкость, разобрать главный и колесные цилиндры; прочистить, промыть и смазать касторовым маслом их детали; сменить поврежденные кольца, манжеты и защитные чехлы и заполнить систему жидкостью, предусмотренной таблицей смазки Заменить поломанную пружину

Нерастормаживание («заедание») одного тормозного механизма

Ослабла или поломалась стяжная пружина колодок тормозного механизма Заедание поршней в колесных цилиндрах из-за загрязнения или их коррозии или набухания уплотнительных колец

Заменить стяжную пружину

Разобрать цилиндр, прочистить, промыть и смазать касторовым маслом его детали, сменить повреждение кольца и защитные чехлы. При необходимости промыть тормозную систему

Заедание колодок на эксцентриках опорных пальцев Засорение или смятие трубопровода, препятствующие возврату тормозной жидкости из колесного цилиндра

Зачистить и смазать опорные поверхности, при этом смазка не должна попадать на тормозные накладки Прочистить или засорить смятый трубопровод

Занос автомобиля при торможении

Замасливание тормозных накладок одного из тормозных механизмов Ослабление крепления щита одного из тормозов Неодинаковое давление в шинах правых и левых колес Ослабление затяжки стремянок одной из рессор Неправильная регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном

Заменить накладки колодок или удалить масляные пятна на накладках, промывая их в бензине или керосине с последующей зачисткой шкуркой или металлической щеткой. Затянуть болты крепления щита тормоза Довести давление в шинах до нормы Затянуть гайки стремянок Отрегулировать зазор

Увеличенный ход рычага СТС

Увеличенный зазор между колодками и барабаном Увеличенная длина привода

Отрегулировать зазор. Если фрикционные накладки сильно изношены, то заменить накладки или колодки Отрегулировать длину привода

Не затормаживается СТС

Заедание или коррозия деталей разжимного механизма Изношены накладки колодок. Неправильная регулировка зазора или длины тяги

Разобрать разжимной механизм, промыть и смазать его детали Заменить накладки колодок или удалить масляные пятна на накладках, промывая их в бензине или керосине с последующей зачисткой наждачной бумагой или металлической щеткой Отрегулировать зазор или длину тяги

Не растормаживается (нагрев тормозного барабана) СТС

Ослабление или поломка стяжных пружин колодок тормозов Заедание разжимного механизма Неправильная регулировка зазора или длины тяги

Заменить пружины Разобрать разжимной механизм, промыть и смазать детали Отрегулировать зазор или длину тяги

 

      В ходе диагностики тормозной системы следует проверить:
   - подвижность тормозных поршней суппортов;
   - уровень тормозной жидкости;
   - герметичность гидропривода.
      При необходимости проводят следующие мероприятия:
   - замена тормозной жидкости;
   - проверка и регулировка стояночного тормоза;
   - тестирование работы вакуумного усилителя и регулятора давления;
   - регулировка работы тормозной педали.
      Для того чтобы автомобиль не уводило в сторону при торможении, следует регулярно проверять подвижность тормозных поршней суппортов и колесных тормозных цилиндров. Для их осмотра с автомобиля снимают колодки, потом несколько раз тихо нажимают на тормоз, чтобы поршни почти полностью вышли из цилиндра, после чего их осторожно, чтобы не повредить направляющие пальцы, вталкивают обратно. Процедуру повторяют по 2 раза с каждой стороны. Это помогает вернуть подвижность тормозным поршням. В том случае, если поршни очень туго входят в цилиндр и для их вталкивания требуется большая сила, надо заменить весь комплект цилиндра.
      При диагностике тормозной системы необходимо осмотреть все резиновые пыльники. Если они повреждены, порваны, изношены, их заменяют новыми. Во время осмотра проводят смазку пыльников направляющих пальцев. Для проверки состояния тормозных дисков замеряют их толщину. Если она меньше 10,8 мм, деталь изношена и ее заменяют.
      Внимание! При снятых тормозных барабанах нельзя нажимать на педаль тормоза, это может привести к выходу поршней из колесных цилиндров и станет причиной разгерметизации привода!
      При проверке уровня тормозной жидкости и ее восполнении надо помнить, что она токсична и достаточно агрессивна по отношению к краске и пластмассе, поэтому при попадании жидкости на провода, окрашенные или пластмассовые детали нужно быстро вытереть капли. В норме уровень тормозной жидкости находится между отметкой «МАХ» на горловине и ее нижним краем.
      Если уровень понизился, нужно долить тормозную жидкость. Для этого надо отсоединить провода датчика уровня тормозной жидкости, снять с бачка крышку и вынуть ее вместе с поплавком от датчика уровня жидкости. Доливать в бачок следует только ту жидкость, которая там уже есть, повторное использование жидкости не допускается. При выборе ее марки надо приобретать те жидкости, которые рекомендованы производителем автомобиля.
      Для проверки герметичности гидропривода автомобиль ставится на эстакаду или поднимается на опоры, передние колеса снимаются. Визуальный осмотр проводят сверху, открыв капот, снизу и с боков автомобиля. В ходе осмотра проверяют затянутость гаек, герметичность хомутов и заглушек; при необходимости крепежные элементы подтягивают, все поврежденные шланги заменяют новыми.
      Если в ходе осмотра выявлены повреждения и разгерметизация колесных цилиндров, необходимо произвести их замену. В ходе осмотра следует проверить место присоединения шлангов к бачку, сами шланги по всей длине, пробку главного цилиндра, места присоединения трубопроводов и шлангов, штуцер для выпуска воздуха и защитные колпачки колесного цилиндра.
      При осмотре трубопровода гидропривод должен находиться под давлением, для чего в начале диагностики несколько раз нажимают на педаль тормоза и удерживают ее в нажатом положении во время всего осмотра. Можно проверить гидропривод и без создания давления, но тогда осмотр будет не таким эффективным.
      Для проверки защитных колпачков нужно снять тормозные барабаны, очистить детали; большая грязь снимается специальной жесткой щеткой, после чего колесные цилиндры протираются мягкой тряпкой для окончательного удаления остатков загрязнений. Для того чтобы осмотреть внутренние полости колпачка, их нужно осторожно подцепить отверткой и сдвинуть с проточки, расположенной на корпусе цилиндра, после чего проверить проточку на отсутствие скопления в ней тормозной жидкости. После осмотра все детали вернуть на место и продолжить проверку с противоположной стороны автомобиля.
      Для замены тормозной жидкости в гидроприводе автомобиль предварительно устанавливают на подъемник или вывешивают и устанавливают на специальные опоры переднюю часть. Перед заменой тормозной жидкости проводят полный осмотр системы гидропривода, заменяют все изношенные детали и устраняют выявленные неисправности, устанавливают на место тормозные барабаны, но колеса не надеваются. В том случае, если замена тормозной жидкости проводят без предварительной проверки системы гидропривода, задние колеса можно оставить на месте. При замене тормозной жидкости необходимо постоянно пополнять ее запас в бачке, контролируя, чтобы ее уровень постоянно превышал 10 мм; в этом случае старая тормозная жидкость постепенно заменится новой без осушения гидропривода.
      Замена тормозной жидкости производится на подъемнике с вывешенными задними колесами, разблокировку регулятора делают заранее. Педаль во время слива выжимают до конца; после того как вся жидкость слилась, штуцер снова заворачивают. Эту процедуру повторяют несколько раз с постоянным доливом в бачок новой тормозной жидкости. Когда из шланга начинает идти чистая жидкость, штуцер окончательно заворачивают (педаль тормоза при этом должна быть нажата), снимают шланг и возвращают на место защитный колпачок. Операцию повторяют с остальными колесами.
      По окончании замены жидкости следует проверить работу гидропривода, для чего несколько раз нужно нажать на педаль тормоза. Если ход педали и прилагаемые для ее нажатия усилия соразмерны, гидропривод готов к работе. Если же при каждом последующем нажатии на тормоз уменьшается ход педали и увеличивается ее жесткость, в гидропривод попал воздух и требуется прокачка для удаления его из системы.
      Перед тем как провести прокачку, нужно установить причину разгерметизации гидропривода и устранить ее. Если воздух попал только в один из контуров, а второй полностью исправен, можно проводить прокачку только разгерметизированного контура гидропривода. Прокачку выполняют так же, как и замену тормозной жидкости. После того как в жидкости, выходящей из шланга, полностью исчезают пузырьки воздуха, гидропривод снова проверяют на герметичность.
      После осмотра пылезащитных колпачков цилиндров снимают прижимные пружины, осматривают и промеряют тормозные диски, при необходимости заменяют их новыми, после чего устанавливают поршни обратно в цилиндры, меняют тормозные колодки и устанавливают на место колесо.
      Типичные неисправности.
      Причиной увода автомобиля от прямолинейного движения может стать неполное растормаживание колеса. Неисправность следует устранить.
      Если тормоза «пищат» или вибрируют, необходимо:
   - проверить стяжную пружину тормозных колодок заднего тормоза. Возможно, она ослаблена. При необходимости ее надо заменить.
   - проверить тормозной диск. При его неравномерном износе или чрезмерном биении тормозная педаль ощутимо вибрирует. Диск следует прошлифовать или же заменить, если его толщина менее 17,8 мм.
   - проверить фрикционные накладки. Если они замаслены, следует развести моющее средство в теплой воде и зачистить накладки металлической щеткой. Выявить причину попадания на тормозные колодки смазки или жидкости и устранить ее.
   - проверить тормозные барабаны. При обнаружении овальности барабан следует расточить.
   - проверить накладки на включение инородных тел и износ. Если необходимо, заменить колодки.
      При неполном растормаживание всех колес:
   - проверить резиновые уплотнители главного цилиндра. Возможно, они разбухли.
   -для устранения неполадок всю систему гидропривода необходимо тщательно промыть тормозной жидкостью и прокачать. Резиновые детали заменить новыми. Резиновые уплотнители разбухают и выходят из строя при попадании в тормозную жидкость минеральных масел, бензина и прочих инородных веществ.
   - причиной неполного растормаживания колес может быть отсутствие свободного хода педали тормоза – его необходимо отрегулировать.
   - проверить поршень главного цилиндра. Вполне возможно, что его заклинивает. Если выявлена его неисправность, цилиндр необходимо заменить, а систему прокачать.
   - проверить регулировочный болт штока вакуумного усилителя. Если обнаружено нарушение его выступания относительно плоскости крепления главного цилиндра, болт необходимо отрегулировать. Выступание регулировочного болта штока вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного цилиндра должно составлять 1,25– 0,2 мм.
      При увеличенном рабочем ходе педали тормоза:
   - проверить тормозную систему на присутствие воздуха. При его обнаружении гидропривод необходимо прокачать.
   - проверить тормозной диск. Если его биение превышает 0,15 мм, диск следует прошлифовать. Замену тормозного диска производят при его толщине менее 17,8 мм.
   - проверить резиновые уплотнительные кольца. Если они в главном тормозном цилиндре повреждены, их необходимо заменить, а систему прокачать.
   - проверить колесные цилиндры на утечку тормозной жидкости. При ее обнаружении вышедшие из строя детали заменяют новыми, колодки, барабаны и диски тщательно промывают и просушивают. Систему гидропривода следует прокачать.
   - проверить уплотнительные кольца толкателя регулятора давления. При обнаружении утечки через них тормозной жидкости уплотнительные кольца следует заменить.
   - проверить резиновые шланги гидропривода тормозов. При обнаружении повреждений их следует заменить новыми, а систему прокачать.
      При отпущенной педали одно колесо притормаживает:
   - проверить стояночную тормозную систему на правильность регулировки, при необходимости отрегулировать.
   - проверить колодки заднего тормоза. Если их стяжная пружина ослабла или сломалась, заменить ее новой.
   - проверить уплотнительные кольца колесного цилиндра. При их разбухании вследствие попадания минеральных масел, бензина и т. п. в тормозную жидкость необходимо заменить кольца новыми, систему гидропривода промыть тормозной жидкостью и прокачать.
   - проверить положение суппорта относительно тормозного диска. Возможно, произошло нарушение положения суппорта из-за ослабления болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку. В этом случае болты крепления следует затянуть, а поврежденные детали при необходимости заменить.
   - проверить поршень в колесном цилиндре. Из-за коррозии или загрязнения корпуса цилиндра могло произойти заедание поршня. Для устранения неполадки цилиндр необходимо разобрать, детали очистить и тщательно промыть, а поврежденные заменить. В завершение систему гидропривода следует прокачать.
      При торможении недостаточно эффективном:
   - проверить соответствие накладок колодкам. Необходимо применять только те колодки, которые рекомендует завод-изготовитель.
   - проверить поршни в колесных цилиндрах. При их заклинивании устранить причину его возникновения. Поврежденные детали при необходимости заменить, систему прокачать.
   - проверить тормозные механизмы на перегрев. При его обнаружении немедленно остановиться и дать механизмам остыть.
   - проверить контуры на герметичность. Частичный провал педали тормоза – первый сигнал, свидетельствующий о том, что один из контуров потерял герметичность. Если один из них потерял герметичность, деталь необходимо заменить, а систему прокачать.
   - проверить накладки колодок тормозных механизмов. При обнаружении замасливания накладок колодки следует тщательно промыть и просушить. Если они сильно изношены, тормозные колодки необходимо заменить.
   - проверить регулятор давления. При обнаружении его неправильной регулировки следует отрегулировать привод регулятора давления.
       К неисправностям относятся дефекты узлов гидропривода тормозов: тормозных дисков, тормозных барабанов, накладок, колодок и т. п. Харак­терными для тормозной системы с гидравлическим приводом являются неисправности колесных и главных цилиндров под поршень. Могут иметь место трещины и обломы деталей, надиры, риски или износ зеркала цилиндров под поршень.
       Обязатель­ными операциями при капитальном ремонте являются растачива­ние тормозных барабанов и замена накладок тормозных коло­док. Накладки приклеивают к тормозным колодкам на приспособ­лении клеем ВС-10Т или другими клеями на основе эпоксидных смол. Перед приклепкой новых накладок рабочую поверхность очищают от загрязнений и ржавчины, а форму ее проверяют по шаблону. Затем контролируют состояние отверстий установкой в них заклепок, которые должны входить плотно.
      На подготовленную рабочую поверхность колодки ставят новую накладку и прижимают ее к колодке струбциной. Далее со стороны колодки сверлят в накладке отверстия под заклепки и снаружи реззенковывают их на глубину 3-4 мм. Приклепывают накладки к колодкам медными, алюминиевыми или латунными заклепками.
      Подготовленные к склеиванию колодки и накладки устанавливают в приспособление, прижимают и помещают в сушильный шкаф. Затем колодки охлаждают на воздухе и снимают приспособление.  Приклеенные накладки проверяют на сдвиг под прессом. Если при показании манометра пресса 7,5—8,0 МПа накладка не сдвигается, то качество склеивания хорошее Колодки подгоняют к барабану, обеспечивая им хорошее прилегание.
      Изношенные резиновые манжеты гидравлических тормозных цилиндров заменяют новыми. Отверстия тормозных цилиндров восстанавливают растачиванием с последующим хонингованием под ремонтный размер поршней. Некоторые ремонтные предприя­тия восстанавливают эти отверстия специальными протяжками на протяжном станке или прошивают на гидравлическом прессе.
      При износе отверстий тормозных цилиндров больше 0,3 мм цилиндры растачивают и запрессовывают в них стальную или чугунную гильзу с натягом 0,02 мм и закрепляют ее клеем. Затем растачивают или развертывают и хонингуют под нормальный размер. Овальность и конусность рабочей поверхности цилиндра допускается не более 0,01 мм. В случае постановки гильзы в главный тормозной цилиндр перед обработкой гильзы в ней сверлят отверстия под перепуск­ной и компенсационный клапаны.
      Изношенные алюминиевые поршни восстанавливают под уве­личенный размер раздачей коническими пуансонами и последую­щей обточкой на токарном станке до ремонтного или нормально­го размера. После сборки тормозные цилиндры испытывают на герметич­ность воздухом под давлением 0,5—0,6 МПа с погружением в тормозную жидкость.
      Изношенные поверхности тормозных барабанов растачивают до выведения следов износа. Сильно изношенные или уже расточенные барабаны восстанавливают постановкой чугунного или стального кольца, которое затем растачивают под чертежный размер. Установленное кольцо крепят винтами с потайной го­ловкой или приваривают с торцов. Растачивают тормозные бара­баны со ступицей.
      Разрушенные диафрагмы и изношенные клапаны пневмати­ческих тормозов заменяют новыми.
      Фрикционные накладки установленных тормозных лент и колодок должны плотно прилегать к тормозному барабану всей рабочей поверх­ностью. Допускается зачищать неровности, задиры и риски на рабочей поверхности накладок. Колодки устанавливают на диск тормоза так, чтобы все шарнирные соединения были по­движны.
      Тормозные гидравлические цилиндры перед установкой про­веряют на подтекание и плотность соединения. Для этого в цилиндре нажатием на шток создают давление согласно техни­ческим условиям. В течение 3 мин не должно быть подтекания жидкости ни в одной точке.
      При установке трубопроводов и шлангов следят, чтобы они не соприкасались с подвижными деталями. Регулировка тормо­зов заключается в установке свободного хода рычагов или педалей и зазора между тормозными барабанами и тормозными лентами или колодками.
      Рабочую поверхность тормозного барабана, имеющую мелкие задиры и царапины, зачищают мелкозернистой наждачной шкуркой. При наличии глубоких задиров и царапин рабочую поверхность барабана растачивают.
      По данным исследований, компрессоры автомобилей с пневматическим приводом тормозов поступают в ремонт с износом зеркала цилиндров в интервале 0,15—0,20 мм. При поступлении в ремонт блоки цилиндров могут иметь следующие дефекты: износ зеркала цилиндров, обломы ушек, повреждение резьб. При ремонте компрессоров наибольшие трудности связаны с блоком компрессора. Блок цилиндра компрессора изготовляется из серого чугуна СЧ 18-36.На авторемонтных предприятиях восстановление цилиндров компрессоров производится следующими основными способами:
   - расточка цилиндров блока под ремонтный размер и установка в цилиндры поршней и колец ремонтных размеров. Для блока цилиндров установлены 2 ремонтных размера диаметров цилиндров.
   - запрессовка чугунных гильз в цилиндры блока при выработке ремонтных размеров с целью получения номинального размера диаметра цилиндров.
      Наиболее прогрессивным способом восстановления цилиндров компрессора является способ облицовки их легкосъемными пластинами, изготовленными из стальной ленты 65Г или У8А. Ввиду того, что пластина устанавливается на удаленную изношенную рабочую поверхность, ее можно назвать сменным зеркалом. От смещения пластина удерживается за счет сил упругости ее от изгиба и натяга при запрессовке. Наиболее оптимальная толщина пластин для восстановления цилиндров компрессора 0,4—0,5 мм.
      Цилиндры компрессоров, восстановленные путем запрессовки пластин, обеспечивают: увеличение межремонтного ресурса компрессора в 2 раза; повышение ремонтопригодности за счет применения несложного оборудования; сокращение номенклатуры запасных частей, упрощается снабжение, уменьшаются транспортные расходы, что дает большую экономию; после восстановления цилиндров под номинальный размер восстанавливаются первоначальные рабочие характеристики компрессора.

            Тема: Определение способов и методов ремонта деталей тормозных систем
                       автомобилей. Ремонт тормозных систем автомобилей.
            Изучить: - неисправности тормозных систем автомобилей с гидроприводом
                               тормозных механизмов;
                            - проверка состояния деталей тормозной системы с гидроприводом;
                            - причины неисправностей тормозной системы и способы определения;
                            - ремонт деталей тормозной системы автомобиля;
                            - ремонт компрессора тормозной системы с пневмоприводом.

            Источник: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей., Интернет издания.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога