29.06.2023. Группа: 511.
Предмет: Ремонт автомобилей.
Контроль качества ремонта тормозных систем автомобилей.
Проверка эффективности тормозов после ремонта.
После выполнения ремонтных работ тормозной системы автомобиля проверяется качество ремонта. Проверка начинается с внешнего осмотра. Осмотр проводят на подъёмнике, смотровой яме или эстакаде. Предварительно контролируется уровень и состояние жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Помутнение жидкости свидетельствует о наличии воды и вредных примесей. Такую жидкость требуется заменить. Проверку срабатывания сигнализации о низком уровне проверяют нажатием на поплавок – при исправной работе загорается контрольная лампа стояночного тормоза.
Стояночный тормоз проверяют на ровной площадке. Рычаг снимают с фиксации, поднимают на 3–4 щелчка. Переключатель скоростей устанавливают в нейтральное положение. Толкают машину. Если колёса крутятся, требуется регулирование натяжения тросов, рычагов, если привод стояночного тормоза механический.
Под капотом осматривают главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель, трубки и шланги. Детали тормозных механизмов осматривают с смотровой ямы или на автомобиле на подъемнике. Потёки, потения на цилиндрах, шлангах, трубках недопустимы. Трубки со следами коррозии и шланги с трещинами заменяются. Дефекты, которые не были устранены во время ремонта, устраняются. Тормозные цилиндры восстанавливаются заменой уплотнительных манжет и пыльников, а при наличии механических повреждений узел меняется полностью.
Достоверность диагностики в автосервисе, оборудованном специальным стендом, на порядок выше визуального осмотра. Мастера гарантированно выявят все неисправности тормозной системы. Во время диагностики замеряется тормозной момент, давление в системе, температура тормозов.
Простейший способ диагностирования работоспособности тормозной системы - проверка по ходу движения. Техническое состояние деталей тормозных механизмов и их привода определяют методом визуальной оценки (утечка жидкости или воздуха из привода, повреждения и износы). Работы по проверке качества ремонта тормозной системы включают: проверку свободного хода педали тормоза; определение тормозных сил на колесах, времени срабатывания привода, одновременности действия тормозных механизмов, усилия на тормозную педаль, эффективности действия стояночного тормоза.
Основными показателями состояния тормозной системы, которые определяются при выполнении перечисленных работ, являются: тормозной путь или установившееся замедление при торможении, одновременность затормаживания всех колес и эффективность действия стояночного тормоза по обеспечению неподвижного состояния автомобиля на уклоне. Указанные параметры можно определить в период проведения дорожных и стендовых испытаний. Эти параметры регламентированы правилами дорожного движения.
Стояночная система в снаряженном состоянии должна удерживать легковой автомобиль (автобус) на месте при испытании на уклоне крутизной не менее 25 %; грузовой автомобиль (автопоезд) - на уклоне не менее 31 %. В момент проверки стояночного тормоза двигатель и трансмиссию разъединяют, а рычаг ручного тормоза надежно фиксируют запирающим устройством.
Диагностирование тормозной системы на стенде позволяет измерять те же параметры, что и при дорожных испытаниях, тормозные силы на каждом колесе, время срабатывания тормозов и неравномерность тормозных сил по осям.
Тормозные силы на стенде определяют так. Задними и передними колесами автомобиль устанавливают на ролики или барабаны стенда, доводя окружную скорость вращения колес до 50-70 км/ч, затем резко тормозят, разъединяя барабаны стенда и привод. Замеряя время, угловое замедление или частоту вращения барабанов до момента остановки колес, можно определить тормозной путь и эффективность действия тормозной системы автомобиля. На стенде легко измеряют также тормозной момент на колесах по крутящему реактивному моменту на барабанах. Нагрузочное устройство стенда преобразует крутящий момент на барабанах в электрический сигнал, который выводится на стрелочный прибор пульта управления стендом. По показаниям стрелочного прибора можно судить о неравномерности износа тормозных барабанов автомобиля, а также диагностировать состояние стояночного тормоза. В настоящее время все большее распространение находят стенды с компьютерной обработкой данных (полученная информация обрабатывается компьютером, подключенным к стенду, и на дисплей выводятся уже конечные данные).
Проверяют: наличие конденсата в воздушных баллонах, при наличии его сливают и проверяют уровень спирта во влагоотделителе (в холодное время года). Проверяют: состояние и герметичность всех соединений и приборов тормозной системы (обнаруженные неисправности устраняют); свободный ход педали тормоза (при необходимости регулируют); исправность привода и действие стояночной тормозной системы (устраняют обнаруженные неисправности и при необходимости регулируют систему). В гидравлическом приводе тормозов регулируют уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре, доводя его до нормального. В пневматическом приводе тормозов регулируют: шплинтовку пальцев тормозных камер (обнаруженные неисправности устраняют); ход штоков тормозных камер (при необходимости регулируют). Выполнив все работы, оценивают эффективность действия тормозных механизмов передних и задних колес при движении автомобиля.
При необходимости выполняются дополнительно регулировки тормозных систем.
Работы по регулировке тормозных систем заключаются в устранении подтеканий
жидкости из гидропривода тормозов, в прокачке гидропривода (цель – устранить
попавший воздух), в регулировке свободного хода педали тормоза и зазора между
колодками и барабаном, в регулировке стояночного тормоза.
Подтекание жидкости из системы гидропривода устраняют подтяжкой резьбовых
соединений в магистрали привода, а также заменой пришедших в негодность шлангов,
трубопроводов, манжет и других деталей.
Воздух из гидропривода тормозной системы автомобиля удаляют в такой
последовательности:
- проверяют уровень тормозной жидкости в наполнительном бачке главного
тормозного цилиндра и при необходимости доливают жидкость до нормы;
- снимают резиновый колпачок с клапана выпуска воздуха колесного тормозного
цилиндра и на него надевают резиновый шланг, конец которого опускают в прозрачную
емкость с тормозной жидкостью;
- резко нажимают на педаль тормоза несколько раз и, удерживая педаль в нажатом
положении, отворачивают на пол-оборота клапан выпуска воздуха;
- после окончания выхода пузырьков воздуха из шланга клапан завертывают (при
нажатой педали тормоза) и далее прокачивают остальные колесные цилиндры.
После прокачки гидропривода педаль тормоза при нажатии должна приобрести
«жесткость», а ход педали восстановиться в пределах допустимого. При прокачке
следует постоянно добавлять жидкость в наполнительный бачок.
При необходимости проверяется и регулируется зазор между колодками и
тормозными барабанами. Регулировка зазора между колодками и тормозными
барабанами на большинстве легковых автомобилей осуществляется автоматически
(упорные кольца в колесных тормозных цилиндрах перемещаются по мере
изнашивания тормозных накладок). Зазор в тормозном механизме на автомобилях без
автоматической регулировки устанавливают поворотом эксцентрика, головка которого
выведена на опорный диск тормозного механизма.
Регулировку зазоров у тормозных механизмов с пневмоприводом выполняют с
помощью регулировочного червяка, установленного в рычаге разжимного кулака. Для
этого колесо вывешивают и, поворачивая ключом червяк за квадратную головку,
доводят колодки до соприкосновения с барабаном. После этого червяк поворачивают в
обратном направлении до свободного вращения колеса. Правильность регулировки
проверяют щупом через окно в тормозном барабане. Зазор должен составлять 0,2-0,4
мм у осей колодок, а ход штока тормозной камеры - 20-40 мм.
Регулировка свободного хода педали тормоза на автомобилях с гидроприводом
заключается в установке правильного зазора между толкателем и поршнем главного
цилиндра, который регулируют изменением длины толкателя. В результате
регулировки длина толкателя должна быть такой, чтобы зазор между толкателем и
поршнем составлял 1,5-2,0 мм.
В тормозных системах с пневматическим приводом свободный ход педали
регулируют изменением длины тяги, которая связывает педаль тормоза с
промежуточным рычагом привода тормозного крана. Свободный ход педали после
регулировки должен составлять 14-22 мм. В отрегулированных и исправных системах
пневматического привода падение давления воздуха при свободной педали и
остановленном двигателе не превышает 0,05 МПа в течение 30 мин, при нажатой
педали - в течение 15 мин. Рабочее давление 0,60-0,75 МПа в тормозных системах при
движении автомобиля должно поддерживаться автоматически.
Регулировку привода стояночного тормоза у легковых автомобилей в большинстве
случаев производят изменением длины наконечника уравнителя троса, связанного с
рычагом. При этом ход рычага (рукоятки) должен составлять 3-4 щелчка запирающего
устройства.
На грузовых автомобилях регулировку стояночного тормоза осуществляют
изменением длины тяги, отвертывая или завертывая регулировочную вилку, чтобы при
полностью затянутом тормозе его рычаг перемещался не более чем наполовину
зубчатого сектора запирающего устройства.
Тема: Контроль качества ремонта тормозных систем автомобилей. Проверка
эффективности тормозов после ремонта.
Изучить: - внешний осмотр автомобиля после ремонта;
- дорожные испытания тормозной системы автомобиля;
- проверка тормозной системы автомобиля на стенде;
- дополнительные проверки и регулировки в тормозной системе;
- проверка и регулировка свободного хода педали тормозов и привода
стояночного тормоза автомобиля.
Источник: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей., Интернет издания.
Комментарии
Отправить комментарий