29.06.2023.                                             Группа: 511.

                                                   Предмет: Ремонт автомобилей.

                        Контроль качества ремонта тормозных систем автомобилей.
                       Проверка эффективности тормозов после ремонта.

       После выполнения ремонтных работ тормозной системы автомобиля проверяется качество ремонта. Проверка начинается с внешнего осмотра. Осмотр проводят на подъёмнике, смотровой яме или эстакаде. Предварительно контролируется уровень и состояние жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Помутнение жидкости свидетельствует о наличии воды и вредных примесей. Такую жидкость требуется заменить. Проверку срабатывания сигнализации о низком уровне проверяют нажатием на поплавок – при исправной работе загорается контрольная лампа стояночного тормоза.
      
Стояночный тормоз проверяют на ровной площадке. Рычаг снимают с фиксации, поднимают на 3–4 щелчка. Переключатель скоростей устанавливают в нейтральное положение. Толкают машину. Если колёса крутятся, требуется регулирование натяжения тросов, рычагов, если привод стояночного тормоза механический.
      
Под капотом осматривают главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель, трубки и шланги. Детали тормозных механизмов осматривают с смотровой ямы или на автомобиле на подъемнике. Потёки, потения на цилиндрах, шлангах, трубках недопустимы. Трубки со следами коррозии и шланги с трещинами заменяются. Дефекты, которые не были устранены во время ремонта, устраняются. Тормозные цилиндры восстанавливаются заменой уплотнительных манжет и пыльников, а при наличии механических повреждений узел меняется полностью.
      
Достоверность диагностики в автосервисе, оборудованном специальным стендом, на порядок выше визуального осмотра. Мастера гарантированно выявят все неисправности тормозной системы. Во время диагностики замеряется тормозной момент, давление в системе, температура тормозов.
      Простейший способ диагностирования работоспособности тормозной системы - проверка по ходу движения. Техническое состояние деталей тормоз­ных механизмов и их привода определяют методом визуальной оценки (утечка жидкости или воздуха из привода, повреждения и износы). Работы по проверке качества ремонта тормозной системы включают: проверку свободного хода педали тормоза; определение тормозных сил на колесах, времени срабатывания приво­да, одновременности действия тормозных механизмов, усилия на тормозную педаль, эффективности действия стояночного тормоза.
      Основными показателями состояния тормозной системы, которые опре­деляются при выполнении перечисленных работ, являются: тормозной путь или установившееся замедление при торможении, одновременность затормажива­ния всех колес и эффективность действия стояночного тормоза по обеспечению неподвижного состояния автомобиля на уклоне. Указанные параметры можно определить в период проведения дорожных и стендовых испытаний. Эти пара­метры регламентированы правилами дорожного движения.
      Стояночная система в снаряженном состоянии должна удерживать легко­вой автомобиль (автобус) на месте при испытании на уклоне крутизной не ме­нее 25 %; грузовой автомобиль (автопоезд) - на уклоне не менее 31 %. В мо­мент проверки стояночного тормоза двигатель и трансмиссию разъединяют, а рычаг ручного тормоза надежно фиксируют запирающим устройством.

      Диагностирование тормозной системы на стенде позволяет измерять те же параметры, что и при дорожных испытаниях, тормозные силы на каждом колесе, время срабатывания тормозов и неравномерность тормозных сил по осям.
      Тормозные силы на стенде определяют так. Задними и передними коле­сами автомобиль устанавливают на ролики или барабаны стенда, доводя ок­ружную скорость вращения колес до 50-70 км/ч, затем резко тормозят, разъе­диняя барабаны стенда и привод. Замеряя время, угловое замедление или час­тоту вращения барабанов до момента остановки колес, можно определить тор­мозной путь и эффективность действия тормозной системы автомобиля. На стенде легко измеряют также тормозной момент на колесах по крутящему реак­тивному моменту на барабанах. Нагрузочное устройство стенда преобразует крутящий момент на барабанах в электрический сигнал, который выводится на стрелочный прибор пульта управления стендом. По показаниям стрелочного прибора можно судить о неравномерности износа тормозных барабанов авто­мобиля, а также диагностировать состояние стояночного тормоза. В настоящее время все большее распространение находят стенды с компьютерной обработ­кой данных (полученная информация обрабатывается компьютером, подклю­ченным к стенду, и на дисплей выводятся уже конечные данные).

      Проверяют: наличие конденсата в воздушных баллонах, при наличии его сливают и проверяют уровень спирта во влагоотделителе (в холодное время года). Проверяют: состояние и герметичность всех соединений и при­боров тормозной системы (обнаруженные неисправности устраняют); свобод­ный ход педали тормоза (при необходимости регулируют); исправность приво­да и действие стояночной тормозной системы (устраняют обнаруженные неис­правности и при необходимости регулируют систему). В гидравлическом при­воде тормозов регулируют уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре, доводя его до нормального. В пневматическом приводе тормозов ре­гулируют: шплинтовку пальцев тормозных камер (обнаруженные неисправно­сти устраняют); ход штоков тормозных камер (при необходимости регулиру­ют). Выполнив все работы, оценивают эффективность действия тормозных ме­ханизмов передних и задних колес при движении автомобиля.

          При необходимости выполняются дополнительно регулировки тормозных систем.
    Работы по регулировке тормозных систем заключаются в устранении подтеканий
    жидкости из гидропривода тор­мозов, в прокачке гидропривода (цель – устранить
    попавший воздух), в регули­ровке свободного хода педали тормоза и зазора между
    колодками и барабаном, в регулировке стояночного тормоза.
          Подтекание жидкости из системы гидропривода устраняют подтяжкой резьбовых
    соединений в магистрали привода, а также заменой пришедших в негодность шлангов,
    трубопроводов, манжет и других деталей.
           Воздух из гидропривода тормозной системы автомобиля удаляют в такой
    последовательности:
        - проверяют уровень тормозной жидкости в наполнительном бачке главно­го
    тормозного цилиндра и при необходимости доливают жидкость до нормы;
        - снимают резиновый колпачок с клапана выпуска воздуха колесного тормозного
    цилиндра и на него надевают резиновый шланг, конец которого опускают в прозрачную
    емкость с тормозной жидкостью;
        - резко нажимают на педаль тормоза несколько раз и, удерживая педаль в нажатом
    положении, отворачивают на пол-оборота клапан выпуска воздуха;
        - после окончания выхода пузырьков воздуха из шланга клапан заверты­вают (при
    нажатой педали тормоза) и далее прокачивают остальные колесные цилиндры.
             После прокачки гидропривода педаль тормоза при нажатии должна при­обрести
    «жесткость», а ход педали восстановиться в пределах допустимого. При прокачке
    следует постоянно добавлять жидкость в наполнительный бачок.
           При необходимости проверяется и регулируется зазор между колодками  и
    тормозными барабанами. Регулировка зазора между колодками и тормозными
    барабанами на большинстве легковых автомобилей осуществляется автоматически
    (упорные кольца в колесных тормозных цилиндрах перемещаются по мере
    изнашивания тормозных накладок). Зазор в тормозном механизме на автомобилях без
    авто­матической регулировки устанавливают поворотом эксцентрика, го­ловка которого
    выведена на опорный диск тормозного механизма.
           Регулировку зазоров у тормозных механизмов с пневмоприводом выпол­няют с
    помощью регулировочного червяка, установленного в рычаге разжим­ного кулака. Для
    этого колесо вывешивают и, поворачивая ключом червяк за квадратную головку,
    доводят колодки до соприкосновения с бараба­ном. После этого червяк поворачивают в
    обратном направлении до свободного вращения колеса. Правильность регулировки
    проверяют щупом через окно в тормозном барабане. Зазор должен составлять 0,2-0,4
    мм у осей колодок, а ход штока тормозной камеры - 20-40 мм.
            Регулировка свободного хода педали тормоза на автомобилях с гидро­приводом
    заключается в установке правильного зазора между толкателем и поршнем главного
    цилиндра, который регулируют изменением длины толкате­ля. В результате
    регулировки длина толкателя должна быть такой, чтобы зазор между толкателем и
    поршнем составлял 1,5-2,0 мм.
            В тормозных системах с пневматическим приводом свободный ход педа­ли
    регулируют изменением длины тяги, которая связывает педаль тормоза с
    промежуточным рычагом привода тормозного крана. Свободный ход педали после
    регулировки должен составлять 14-22 мм. В отрегулированных и ис­правных системах
    пневматического привода падение давления воздуха при свободной педали и
    остановленном двигателе не превышает 0,05 МПа в тече­ние 30 мин, при нажатой
    педали - в течение 15 мин. Рабочее давление 0,60-0,75 МПа в тормозных системах при
    движении автомобиля должно поддерживаться автоматически.
            Регулировку привода стояночного тормоза у легковых автомобилей в большинстве
    случаев производят изменением длины наконечника уравнителя троса, связанного с
    рычагом. При этом ход рычага (рукоятки) должен состав­лять 3-4 щелчка запирающего
    устройства.
            На грузовых автомобилях регулировку стояночного тормоза осуществ­ляют
    изменением длины тяги, отвертывая или завертывая регулировочную вил­ку, чтобы при
    полностью затянутом тормозе его рычаг перемещался не более чем наполовину
    зубчатого сектора запирающего устройства.

               Тема: Контроль качества ремонта тормозных систем автомобилей. Проверка
                          эффективности тормозов после ремонта.
               Изучить: - внешний осмотр автомобиля после ремонта;
                               - дорожные испытания тормозной системы автомобиля;
                               - проверка тормозной системы автомобиля на стенде;
                               - дополнительные проверки и регулировки в тормозной системе;
                               - проверка и регулировка свободного хода педали тормозов и привода
                                  стояночного тормоза автомобиля.

         Источник: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей., Интернет издания.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога