29.03.2022.                                            Группа: 301.

                                Предмет: Устройство и эксплуатация автомобилей.

Виды и периодичность технического обслуживания

 

 

Техническое обслуживание автомобилей  проводится по так называемой планово-предупредительной системе. Особенность этой системы заключается в том, что все автомоби­ли проходят техническое обслуживание по пла­ну-графику в обязательном порядке. Основная цель технического обслуживания — предупреж­дение отказов и неисправностей, предотвраще­ние преждевременного износа деталей, свое­временное устранение повреждений, препятст­вующих нормальной работе автомобиля. Та­ким образом, техническое обслуживание явля­ется профилактическим мероприятием.

Отказом называется нарушение работо­способности автомобиля, приводящее к времен­ному прекращению его нормальной эксплуата­ции (остановка на линии, нарушение расписа­ния движения и т. п.).

Все другие отклонения технического состоя­ния подвижного состава и его агрегатов от ус­тановленных норм являются неисправнос­тями.

В техническое обслуживание входят уборочно-моечные, контрольно-диагностические, кре­пежные, смазочные, заправочные, регулировоч­ные и другие работы, выполняемые, как прави­ло, без разборки агрегатов и снятия с автомо­биля отдельных узлов.

Согласно действующему положению  тех­ническое обслуживание по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

сезонное техническое обслуживание (СО).

    Ежедневное техническое об­служивание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение без­опасности движения и поддержание надлежа­щего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава - санитарную обработку кузова. ЕО выполняется на автотранспортном предприятии после работы подвижного состава на линии и перед выездом на линию.. Контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени.
   
Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ежедневном обслуживании. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных ра­бот, производимых без снятия агрегатов и при­боров с автомобиля и их разборки.
   
Второе техническое обслужива­ние помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контроль­но-диагностических и регулировочных работ большего объема с частичной разборкой агре­гатов. Отдельные приборы снимаются с авто­мобиля и проверяются на специальных стендах и контрольно-измерительных установках.

    
ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.
   
Сезонное обслуживание проводит­ся два раза в год и предусматривает выполне­ние работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются сов­местить с очередным ТО-2. Характерными ра­ботами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смаз­ки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону; проверка системы топливоподачи и промывка топливного бака. Пе­ред началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и си­стемы отопления в кабине автомобиля.
    В качестве отдельно планируемого вида СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в районах очень холодного, холодного, жаркого сухого и очень жаркого сухого климата. Для остальных условий сезонное техническое обслуживание совмещается преимущественно с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости.
   
Периодичность выполнения работ по техни­ческому обслуживанию подвижного состава устанавливается по величине пробега в зависи­мости от условий эксплуатации.
    При изменении конструкции подвижного состава и условий эксплуатации допускается во второй части Положения для конкретных моделей автомобилей обоснованное сокращение числа видов технического обслуживания.

         Периодичности технического обслуживания подвижного состава, км

Автомобили

ТО-1

ТО-2

Легковые

4000

16 000

Автобусы

3500

14 000

Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей

3000

12 000

    Примечания.
  1. Допустимое отклонение от нормативов периодичностей технического обслуживания составляет +/- 10%.
  2. Периодичности замены масел и смазок уточняются в зависимости от типов (моделей) и конструктивных особенностей агрегатов (узлов), а также марки применяемого масла (смазки).
    Периодичности ТО-1 и ТО-2 (с четной кратностью) для автомобилей различных типов приведены в таблице (I категория условий эксплуатации, умеренный климатический район).
   
.Периодичности технического обслуживания прицепов и полуприцепов равны периодичностям их тягачей.
    Все виды технического обслуживания подвижного состава проводятся в объеме перечней основных операций, применительно к конкретному семейству подвижного состава.
    Техническое обслуживание должно обеспечивать безотказную работу подвижного состава в пределах установленных периодичностей по воздействиям, включенным в перечень операций.
    Нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкость ЕО.
    Нормативы трудоемкости СО составляют от трудоемкости ТО-2: 50% для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов; 30% для холодного и жаркого сухого районов; 20% для прочих районов.
    Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30% к суммарной трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта по автотранспортному предприятию. В состав вспомогательных работ входят: техническое обслуживание и ремонт оборудования и инструмента; транспортные и погрузочно-выгрузочные работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава; перегон автомобилей внутри автотранспортных предприятий; хранение, приемка и выдача материальных ценностей; уборка производственных помещений, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава.

                  Тема: Виды и периодичность технического обслуживания.
                  Изучить: - виды технического обслуживания автомобилей;
                                  - ежедневное, ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание;
                                  - нормативы технического обслуживания;
                                  - периодичность технического обслуживания;
                                  - эталонные условия эксплуатации автомобиля;
                                  - корректировка нормативов технического обслуживания.

     Источник: Устройство и эксплуатация автотранспортных средств., Интернет издания.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога