29.03.2022. Группа: 301.
Предмет: Устройство и эксплуатация автомобилей.
Виды и периодичность технического обслуживания
Техническое обслуживание автомобилей проводится
по так называемой планово-предупредительной системе. Особенность этой системы
заключается в том, что все автомобили проходят техническое обслуживание по плану-графику
в обязательном порядке. Основная цель технического обслуживания — предупреждение
отказов и неисправностей, предотвращение преждевременного износа деталей, своевременное
устранение повреждений, препятствующих нормальной работе автомобиля. Таким
образом, техническое обслуживание является профилактическим мероприятием.
Отказом называется нарушение работоспособности
автомобиля, приводящее к временному прекращению его нормальной эксплуатации
(остановка на линии, нарушение расписания движения и т. п.).
Все другие отклонения технического состояния
подвижного состава и его агрегатов от установленных норм являются неисправностями.
В техническое обслуживание входят уборочно-моечные,
контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные
и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с
автомобиля отдельных узлов.
Согласно действующему положению техническое
обслуживание по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ
подразделяется на следующие виды:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
первое техническое обслуживание (ТО-1);
второе техническое обслуживание (ТО-2);
сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное техническое обслуживание включает уборочно-моечные работы, а
также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение безопасности
движения и поддержание надлежащего внешнего вида,
заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов
подвижного состава - санитарную обработку кузова. ЕО выполняется на
автотранспортном предприятии после работы подвижного состава на линии и
перед выездом на линию.. Контроль технического
состояния автомобилей перед выездом на линию, а также при смене водителей на
линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени.
Первое техническое
обслуживание включает все работы, выполняемые при ежедневном обслуживании.
Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и
контрольно-регулировочных работ, производимых без снятия агрегатов и приборов
с автомобиля и их разборки.
Второе техническое обслуживание
помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контрольно-диагностических
и регулировочных работ большего объема с частичной разборкой агрегатов.
Отдельные приборы снимаются с автомобиля и проверяются на специальных стендах
и контрольно-измерительных установках.
ТО-1 и ТО-2 включают
контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие
работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение
интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава,
экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение
отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.
Сезонное обслуживание проводится два раза в год и
предусматривает выполнение работ, связанных с переходом от одного сезона к
другому, при этом его стараются совместить с очередным ТО-2. Характерными работами
для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смазки
в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону; проверка системы
топливоподачи и промывка топливного бака. Перед началом осенне-зимней
эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и системы отопления в
кабине автомобиля.
В качестве отдельно планируемого вида
СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в районах очень
холодного, холодного, жаркого сухого и очень жаркого сухого климата. Для
остальных условий сезонное техническое обслуживание совмещается преимущественно
с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости.
Периодичность выполнения работ
по техническому обслуживанию подвижного состава устанавливается по величине
пробега в зависимости от условий эксплуатации.
При изменении конструкции подвижного
состава и условий эксплуатации допускается во второй части Положения для
конкретных моделей автомобилей обоснованное сокращение числа видов технического
обслуживания.
Периодичности технического
обслуживания подвижного состава, км
Автомобили |
ТО-1 |
ТО-2 |
Легковые |
4000 |
16 000 |
Автобусы |
3500 |
14 000 |
Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей |
3000 |
12 000 |
Примечания.
1. Допустимое отклонение от нормативов
периодичностей технического обслуживания составляет +/- 10%.
2. Периодичности замены масел и смазок
уточняются в зависимости от типов (моделей) и конструктивных особенностей
агрегатов (узлов), а также марки применяемого масла (смазки).
Периодичности ТО-1 и ТО-2 (с четной
кратностью) для автомобилей различных типов приведены в таблице (I категория
условий эксплуатации, умеренный климатический район).
.Периодичности технического обслуживания
прицепов и полуприцепов равны периодичностям их тягачей.
Все виды технического обслуживания
подвижного состава проводятся в объеме перечней основных операций,
применительно к конкретному семейству подвижного состава.
Техническое обслуживание должно
обеспечивать безотказную работу подвижного состава в пределах установленных
периодичностей по воздействиям, включенным в перечень операций.
Нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 не
включают трудоемкость ЕО.
Нормативы трудоемкости СО составляют
от трудоемкости ТО-2: 50% для очень холодного и очень жаркого сухого
климатических районов; 30% для холодного и жаркого сухого районов; 20% для
прочих районов.
Нормативы трудоемкости технического
обслуживания и текущего ремонта не учитывают трудовых затрат на вспомогательные
работы, которые устанавливаются в пределах не более 30% к суммарной
трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта по автотранспортному
предприятию. В состав вспомогательных работ входят: техническое обслуживание и
ремонт оборудования и инструмента; транспортные и погрузочно-выгрузочные
работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава;
перегон автомобилей внутри автотранспортных предприятий; хранение, приемка и
выдача материальных ценностей; уборка производственных помещений, связанных с
техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава.
Тема: Виды и периодичность технического обслуживания.
Изучить: - виды
технического обслуживания автомобилей;
-
ежедневное, ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание;
- нормативы технического обслуживания;
-
периодичность технического обслуживания;
-
эталонные условия эксплуатации автомобиля;
-
корректировка нормативов технического обслуживания.
Источник: Устройство и эксплуатация автотранспортных средств., Интернет издания.
Комментарии
Отправить комментарий