30.03.2023.                                                 Группа: 511.

                                                    Предмет: Ремонт автомобилей.

                                                  Сборка двигателя после ремонта.

      Из всех операций по ремонту двигателя, его сборка относится к наиболее ответственным. Решающую роль при этом играет опыт моториста и его специализация по определенной категории двигателей. Также важным является тот факт, занимается моторист сборкой бензиновых или дизельных двигателей, так как эти моторы и их сборка имеют свои отличительные особенности.
      Сама сборка двигателя включает в себя подготовительный этап, который не менее ответственен, чем сама сборка.
      Все детали будущего двигателя вымываются самым тщательным образом, с вскрытием закрытых полостей и дополнительной продувкой их сжатым воздухом так как внутренняя чистота двигателя гораздо важнее наружной. Если внутри остался не удаленный малейший кусочек старой грязи или окалины, то он может свести на нет всю сборку двигателя. Сборка ведется в чистом помещении с бетонными или деревянными полами, исключающими наличие песка или пыли, для чего производится ежедневная влажная уборка сборочного участка. Непосредственно перед сборкой все детали проверяются на отсутствие дефектов и соответствию необходимым размерам и допускам. Наиболее востребованы к этому двигатели иномарок и поэтому при сборке двигателей зарубежного производства допускам уделяется повышенное внимание.
      Детали, поступающие на сборку, должны быть чистыми и просушенными. Антикоррозионное покрытие, предназначенное для предохранения как отремонтированных, так и новых деталей, должно быть удалено. Выбраковке перед сборкой подлежат крепежные детали нестандартного размера: гайки, болты, шпильки с забитой и сорванной резьбой более двух ниток, болты и гайки с изношенными гранями, винты с забитыми ,или сорванными прорезями головок, стопорные шайбы и пластины, шплинты и вязальная проволока, бывшие в употреблении.
      Детали, имеющие переходные или прессовые посадки в сопряжении, должны собираться с помощью специальных оправок и приспособлений. Подшипники и сальники также собирают с помощью оправок. При сборке должны применяться динамометрические ключи. Затяжку крепежных нормалей производят согласно техническим требованиям.
      Резиновые уплотнения перед сборкой нужно смазать. Для удобства сборки допускается смазка консистентной смазкой картонных и паронитовых прокладок. Все болтовые соединения затягиваются в два приема (предварительная и окончательная затяжки) равномерно по периметру. После сборки и соответствующих испытаний открытые отверстия должны быть закрыты пробками, колпачками; концы штуцеров и угольников следует обертывать изоляционной лентой.
      Блок цилиндров после выполнения операций по расточке подлежит обязательной мойке теплым содовым раствором, который способен убрать мельчайшие частицы абразива с зеркала цилиндров, невидимые простым взглядом. Проверить готовность цилиндра к сборке можно путем прижатия к зеркалу чистого белого листа бумаги. Если цилиндры удалось полностью отмыть от остатков абразива, то лист останется чистым, в противном случае на листе останутся множественные черные точки. Необходимо добиться абсолютной чистоты, которая будет являться залогом качественной сборки двигателя. В вымытом и продутом блоке цилиндров вставляются новые заглушки, там, где открывались внутренние каналы и полости и он готов к сборке.
      При сборке двигателя детали протирают чистой тряпкой или салфеткой, продувают сжатым воздухом, а все трущиеся поверхности смазывают моторным маслом. Шпильки, пробки, штуцера, если их выворачивают или заменяют, устанавливают на сурике или белилах, разведенных натуральной олифой. Крепежные соединения при сборке затягивают только динамометрическим ключом с теми же моментами, которые указаны в технической характеристике на конкретный двигатель.
      Далее необходимо очищенный и вымытый блок цилиндров установить на стенд для сборки и завернуть в него отсутствующие шпильки; уложить в гнезда блока цилиндров и в соответствующие крышки вкладыши коренных подшипников. Проверяется коленчатый вал на осевое биение и соответствие прошлифованных шеек таблицам допуска. Если 
устанавливается новый коленчатый вал, то он также проверяется, так как не исключены дефекты. Помимо коренных и шатунных шеек проверяются посадочные места под сальники коленчатого вала, где не допускается никаких рисок. Все внутренние полости коленчатого вала должны быть тщательно вымыты и продуты под давлением. На рабочих поверхностях вала не должно быть трещин, прижогов или волнистости, а также не допускаются риски, забоины, вмятины или царапины. Появившиеся после шлифовки острые кромки масляных каналов должны быть обработаны и заполированы. Помимо этого коленчатый вал проверяется на магнитном дефектоскопе на отсутствие трещин или раковин.
      Уложить в коренные подшипники коленчатый вал с шестерней привода масляного насоса, ведущей звездочкой распределительного вала и подшипников первичного вала коробки передач и вставить в гнезда средней крышки коренных подшипников два упорных полукольца; установить крышки коренных подшипников с нижними вкладышами в соответствии с метками и равномерно затянуть гайки шпилек коренных подшипников. Затяжку производить динамометрическим ключом.
      Затем следует надеть на задний фланец коленчатого вала прокладку крышки манжеты. Надеть крышку с манжетой на оправку, передвинув крышку с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепить ее болтами к блоку цилиндров; центрирование крышки с манжетой по отношению к фланцу коленчатого вала производить по трем специальным выступам на крышке манжеты.
      После этого следует установить маховик на коленчатый вал, подложив перед заворачиванием болтов под них три стопорные пластины; завернуть болты и загнуть концы стопорных пластин так, чтобы исключить возможность отворачивания болтов, производя затяжку динамометрическим ключом; вставить гильзы в расточки блока цилиндров, проверить величину выступания торца гильзы над плоскостью блока (она должна быть в пределах 0,01—0,08 мм). Проверив выступание, необходимо вынуть гильзы из блока и перед окончательной установкой гильз смазать краской их посадочные места.
      Поршня проверяются на соответствие развесовке и при необходимости подгоняются. Массы поршней одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 4 г и при несоответствии масс, подгоняется их вес. Поршня не должны иметь трещин, раковин, забоин, задиров и заусенец. Поршневые пальцы должны быть одной размерной группы с поршнем, допускается подбор пальца из соседней размерной группы. Шатуны также проверяются на соответствие весу, где разница между шатунами для одного двигателя не должна превышать 8 г., при необходимости также производится подгонка веса, путем снятия металла либо с бобышек, либо равномерно по всей длине шатуна.
      Шатун и крышка должны быть одного комплекта и иметь совпадение номеров и меток. Не допускается переворачивание крышки относительно шатуна, так как они 
обработаны совместно в одном положении. При необходимости замены верхней втулки шатуна (плавающий палец), ее предварительно охлаждают или же нагревают шатун до 200 градусов, после чего запрессовывают новую втулку и развальцовывают края. Втулку разворачивают под соответствующий размер поршневого пальца. Правильно подобранный палец должен легко проворачиваться во втулке шатуна и не выпадать из него под собственным весом. Перед установкой коленвала в блок цилиндров собирается каждая шатунная шейка, где устанавливается соответствующий шатун с вкладышами и после зажатия его крышки предписанным моментом, проверяется легкое вращение его вокруг шатунной шейки. Если все в норме, то шатуны снимаются, и вал можно устанавливать в блок цилиндров.
      Соединение шатуна с поршнем относится к ответственным операциям при сборке. Необходимо совместить метки на поршне и шатуне для правильной ориентации при сборке. На днище поршня обычно ставится стрелка, указывающая на первый цилиндр. Шатуны могут иметь метку в виде прилива или прорези, или же ориентиром служит отверстие для выхода масла, которые также ориентируют на первый цилиндр. Если нет никаких отметок, то для большинства существующих шатунов ориентиром служат замки вкладышей, которые при виде на шатун спереди расположены справа.
      Шатуны с поршнями «собираются» до установки поршневых колец. Если поршень с плавающим пальцем, то он предварительно нагревается до 80-100 градусов, после чего поршневой палец в бобышки поршня должен войти от усилия руки. После соединения палец стопорится кольцами в канавках бобышек поршня. Если пара шатун поршень с плавающим поршнем, то в температурной печи нагреваются верхние головки шатуна до температуры 270-300 градусов и сборка с поршнем производиться очень быстро, пока не остыла головка шатуна. После остывания верхней головки шатуна, поршневой палец уже невозможно будет сдвинуть без применения пресса.
      Для монтажа поршня с шатуном в этом случае используется специальная оправка, которая ориентирует поршневой палец относительно краев бобышек поршня, После установки шатун должен быть по центру поршневого пальца, а края пальца должны быть на одном расстоянии утоплены от краев бобышек поршня. Далее собранный с шатуном поршень устанавливается в тиски, и монтируются поршневые кольца с использованием специальных щипцов. Первым ставится маслосъемное кольцо, затем два компрессионных. Если на кольцах есть отметка TOP (верх), то метка должна смотреть на верх поршня, если метка отсутствует, то допускается произвольная установка кольца. Комплекты поршневых колец для иномарок обязательно имеют отметку TOP.
      Обязательным условием перед монтажом является контроль зазора в замке кольца, который должен быть не менее 0.3-0, 4 мм для верхнего компрессионного кольца и 0, 2-0,3 мм для среднего и маслосъемного колец. Если устанавливается наборное маслосъемное кольцо (обычно им мотористы отдают предпочтение при сборке), то зазор между дисками лучше увеличить до 0, 4-0, 5 мм, чтобы цилиндр не «голодал» от излишнего съема масла.
      Если зазор будет слишком мал, то после прогрева двигателя, за счет температурной разницы кольца и цилиндра, зазор исчезнет совсем, что приведет к заклиниванию кольца и как следствие задиру зеркала цилиндров. При необходимости зазор обязательно подгоняется, желательно алмазным надфилем, После подгонки зазора, в замке подпиленные края обрабатываются от заусенцев.
      Перед тем, как установить поршень с кольцами и шатунами в сборе в гильзу, необходимо смазать маслом для двигателя поршневые кольца, юбку поршня и поршневой палец.
      Установку поршневых колец производить таким образом, чтобы их замки располагались под углом 120° относительно друг друга. Перед установкой поршня с кольцами в гильзу сжать кольца специальной обжимкой. Устанавливая гильзы в блок цилиндров, необходимо обратить внимание на правильность расположения поршня и шатуна. Стрелка на днище поршня, выступ на стержне шатуна и паз на крышке шатуна должны быть обращены в сторону цепной передачи привода распределительного вала.
Затем с помощью универсальной оправки вставляются поршня с шатунами, с предварительно вставленными в них шатунными вкладышами. Оправка обжимает поршневые кольца и поршень, смазанные маслом и, поршень легкими ударами деревянной ручки молотка просаживается внутрь цилиндра до соединения нижней головки шатуна с шатунной шейкой, которая также предварительно обильно смазана маслом. Стрелку на днище поршня при этом ориентируют в направлении первого цилиндра. На болты шатунов устанавливаются крышки и гайки, которые затягиваются предписанным моментом. Когда посажены и затянуты предписанным моментом все шатуны, двигатель проворачивают для проверки правильности сборки. Коленчатый вал должен без заеданий проворачиваться от рук при проверке, не оказывая заметного сопротивления. 
      Далее необходимо закрепить гильзы планками-держателями и еще раз проверить, легко ли вращается коленчатый вал в подшипниках; снять планки-держатели гильз со шпилек крепления головки блока цилиндров и установить на шпильки уплотнительную прокладку и головку блока цилиндров с впускной трубой, впускным коллектором и топливным насосом в сборе. Если уплотнительная прокладка сильно обжата или повреждена, ее нужно заменить новой.
      Гайки крепления головки блока цилиндров необходимо накручивать в определенной последовательности, согласно  схемы.
      Коленчатый вал повернуть по часовой стрелке на три оборота с отпущенным стопорным болтом натяжного устройства для выбора всех зазоров в приводе распределительного вала, затем завернуть стопорный болт до упора. Коленчатый вал повернуть по часовой стрелке до положения, при котором поршень первого цилиндра находится в положении ВМТ такта сжатия (оба клапана закрыты, а вторая метка на шкиве коленчатого вала по направлению его вращения совмещена с острием установочного ребра на нижней крышке распределительных звездочек).
      Повернуть валик привода распределителя зажигания, затем осторожно установить привод распределителя зажигания в гнездо нижней крышки распределительных звездочек и, когда шестерня привода распределителя войдет в зацепление с ведущей шестерней, закрепленной на переднем конце коленчатого вала, паз на валике займет правильное положение, немного повернувшись при этом против часовой стрелки. Затем необходимо затянуть гайки крепления привода распределителя.
      Далее установить на место масляный картер с прокладкой, жидкостный насос и подводящий патрубок с прокладками, а также установочную планку генератора; установить крышку головки блока цилиндров с прокладкой; перед затяжкой гаек крепления крышки установить на шпильки кронштейн крепления проводов высокого напряжения с проводами, скобы крепления подводящей трубки к топливному насосу с трубкой и скобу крепления трубки вакуумного корректора распределителя зажигания с трубкой. На свободные шпильки надеть плоские шайбы, затем равномерно затянуть все семь гаек крепления крышки.
      После этого на двигатель установить карбюратор, генератор, распределитель зажигания, свечи зажигания, датчики указателей температуры охлаждающей жидкости и давления масла, провода высокого напряжения. Перед затяжкой гаек при установке карбюратора установить на две задние шпильки крепления карбюратора кронштейн упора оболочки троса.
      На шкивы коленчатого вала, жидкостного насоса и генератора надеть ремень и отрегулировать его натяжение за счет положения генератора; надеть трубку вакуумного корректора распределителя зажигания на штуцер отбора разрежения из карбюратора и на штуцер вакуумного корректора; соединить топливный насос с карбюратором резиновой трубкой с фильтром тонкой очистки фильтра и установить масляный щуп, масляный фильтр, диски сцепления, коробку передач, стартер, термостат со шлангами, передние опоры двигателя с переходниками и подушками.
      Контроль качества сборки двигателей. Следует учесть, что контрольно-измерительные операции на этом этапе отнимают значительно больше времени, чем сам процесс установки и крепления деталей.
      В процессе узловой и общей сборки выполняют комплекс контрольных операций — проверок:
    - комплектности деталей и сборочных единиц;
    - точности посадок и взаимного расположения сопряженных деталей и сборочных единиц;
    - использования одноименных размерных групп сопряженных деталей при сборке методом групповой взаимозаменяемости;
    - выполнения технологических требований по сборке, регулировке, приработке и испытанию изделий;
    - герметичности соединений, в том числе качества притирки клапанов;

    - отсутствия прокладок и сальников, бывших в эксплуатации; смазки деталей сборочных единиц.
      Производится проверка технологических параметров и определение функциональных показателей собранных изделий (развиваемая мощность и удельный расход топлива, напор и подача масляного насоса, электрические параметры генератора и др.).
      Контроль качества сборки двигателей и автомобилей в целом осуществляется с применением соответствующих средств измерений, которые выбирают с учетом конструктивных особенностей изделия, метрологических характеристик, а также себестоимости выполнения контрольной операции.
      В качестве средств измерения используют универсальные штангенинструменты, микрометрические и индикаторные инструменты, электрические и пневматические приборы и различные специальные контрольные приборы, приспособления, стенды и установки. Обеспечение требуемого уровня качества отремонтированных изделий невозможно без эффективного функционирования службы технического контроля как неотъемлемой составной части технологических процессов.
      В зависимости от стабильности соблюдения качества собранных изделий применяется выборочный или сплошной контроль. Операции технического контроля разрабатываются совместно с операциями технологического процесса сборки изделий, которые формируют и определяют заданное качество, а также обеспечивают получение информации для регулирования технологического процесса и предупреждения брака.
      Погрешности сборки по характеру и проявлению могут быть случайными и периодическими. Основные из них — это некачественные посадки, вызывающие появление других неисправностей. Распространенными дефектами являются отклонения от точности взаимного расположения деталей и узлов, неравномерная и беспорядочная затяжка групп резьбовых соединений, неплотность прилегания сопрягаемых поверхностей и др. Большинство погрешностей сборки возникает из-за низкого качества деталей и узлов, поступающих на сборку, и нарушения технологической дисциплины.
      После капитального ремонта каждый двигатель должен пройти обкатку на стенде для подготовки к эксплуатации под нагрузкой и для всестороннего контроля качества ремонта. Если замена деталей производилась без снятия двигателя с автомобиля, то двигатель можно обкатать на автомобиле, для чего необходимо двигателю поработать вхолостую вначале на минимальной, а затем на средней частоте вращения в течение 1 ч.
      Наиболее простой схемой правильной обкатки является на холостом ходу на специальном стенде. После запуска двигатель прогревается до 10 минут на холостом ходу, а после выключается до остывания. Повторить несколько раз. Подобное действие позволяет выявить неисправности, или недопустимые протекания. При испытании двигателя стенд должен быть оборудован гидравлическим или электрическим тормозом-нагружателем, а также контрольными приборами для измерения частоты вращения, мощности, температуры воды на выходе из двигателя, температуры масла в поддоне двигателя, давления масла в магистрали смазки, угла опережения впрыска топлива в градусах угла поворота коленчатого вала и расхода топлива в кг/ч.

           Тема: Технология сборки двигателя. Инструменты и приспособления, используемые
                      при сборке двигателей. Проверка качества сборки двигателей. (2 часа).
           Изучить: - подготовительный этап при сборке двигателя;
                           - последовательность сборки двигателя;
                           - сборка шатунно-поршневой группы;
                           - установка коленвала и шатунно-поршневой группы в блок двигателя;
                           - окончательная сборка двигателя;
                           - контроль качества сборки двигателя. 

        Источник: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей., Интернет издания.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога